Паракас (исп. Paracas) — пустынный полуостров, расположенный в провинции Писко (исп. Pisco), на южном побережье Перу, в 240 км к югу от Лимы (исп. Lima), в области, где в древности жили Инки.
Из-за важного природного и историко-археологического значения правительство Перу в 1975 г. объявило территорию полуострова и его акваторию Национальным заповедником.
Низменный берег п-ва Паракас — продолжение чилийской пустыни Атакама (исп. Desierto de Atacam), самой сухой пустыни в мире. Береговые хребты Серра-Колорадо (исп. Cerra Colorado) обрываются морскими террасами, высота прибрежной равнины варьируется от 300 до 700 м. над у/м.
Рельеф полуострова образован преимущественно соляной пустыней, которая образовалась на месте древнего океана, дюнами из красноватого песка, а также частью океанского шельфа. Окружающие п-ов скалы глубоко вдаются в Тихий океан.
Климат пустынного полуострова Паракас субтропический – умеренный, со среднегодовой температурой воздуха +22°C. Здесь круглый год светит солнце, но постоянно дуют ветра, средняя сила которых достигает 25 км/час.
Слово «Паракас» индейско-испанского происхождения: «para» на языке Кечуа означает «дождь», «aco» — «песок». Вместе получается «Paraco» — «песчаный дождь». Испанцы добавили к слову привычное для себя окончание «as».
В смысловом плане все достаточно логично: ветра на полуострове дуют с такой силой (25 — 60 км/ч), что потоки воздуха поднимают вверх тонны песка, создавая песчаные бураны.
Ла-Катедраль (исп. La Catedral – «Собор») — огромная желтая скала причудливой формы, возвышающаяся из воды в 50 м от берега. Раньше она была соединена с береговыми скалами гранитной аркой. К сожалению, со временем волны подмыли перемычку и арка обрушилась.
Андский канделябр. В бухте Паракас около северной границы заповедника проходит тропа к трезубцу «El Candelabro» (часто называемому «Канделябром Паракаса» или «Андским канделябром») – загадочному геоглифу, расположенному на пустынном склоне горы на высоте 150 м. Ученые до сих пор разгадывают смысл этого таинственного знака. Некоторые исследователи считают, что гигантский трезубец является делом рук древних перуанцев и служил навигационным ориентиром, поскольку его можно рассмотреть только с моря. Только вот причалить к скалистому обрывистому берегу здесь невозможно. Более вероятна версия, что это ритуальный символ народа Паракас – предшественника Наска. Большое количество артефактов, найденных в ходе археологических раскопок, свидетельствуют о том, что на территории полуострова проживали племена более древние, чем племена Наска.
Доподлинно неизвестно, когда появился огромный трезубец, но он успел обрасти множеством легенд. По одной из них, эти линии — продолжение знаменитых рисунков пустыни Наска, к тому же, вершины «Канделябра» направлены в их сторону. Разрушиться от ветровой эрозии трезубцу не дает своеобразная «подушка» из стоячего влажного воздуха, возникающая в результате поглощения солнечного тепла красными кусочками риолита (вулканический аналог гранита).
Экскурсионная прогулка вдоль побережья Национального заповедника обязательно пролегает мимо загадочного гигантского канделябра.
Бальестас. Обычно во время посещения Паракаса туристы совершают экскурсии на живописные близлежащие острова Бальестас (исп. Islas Ballestas), являющиеся местной достопримечательностью и отдельной заповедной территорией. Острова, расположенные в 18,5 км к северо-востоку от Паракаса, часто называют «Малыми Галапагосами», потому что здешний животный мир во многом схож с фауной Галапагосского архипелага.
Одной из главных природных достопримечательностей Перу является Национальный заповедник Паракас (исп. Paracas National Reserve) – крупнейшая природоохранная территория, расположенная на западе страны, в 15 км от города Писко, в 70 км. к западу от города Ика и в 270 км. к югу от Лимы. От перуанской столицы до заповедника можно добраться по Панамериканскому шоссе.
Заповедник был основан 25 сентября 1975 г. в целях сохранения уникальной морской экосистемы антарктического течения Гумбольдта, характерных формаций прибрежной тропической пустыни и для охраны историко-культурного наследия полуострова. Культурное наследие Паракаса связано с одноименной древней культурой, о которой свидетельствуют более сотни археологических памятников.
Национальный заповедник занимает наземную территорию площадью более 335 тыс. Га, включающую южное перуанское побережье и одноименный полуостров, и около 200 Га прибрежных вод с близлежащими скалистыми островами.
Представления о национальных парках у многих связано с пышной растительностью, однако, «Паракас» — это совершенно иное. Раньше тут был океан, поэтому на соленой почве практически ничего не растет. Сверху соль покрыта слоем терракотово-бардового песка. Пологие красноватые дюны очень красивы, здесь создается ощущение неземного ландшафта. В заповеднике есть прекрасные пустынные пляжи, однако, из-за холодных течений купаться тут холодно, поэтому пляжи почти всегда безлюдны, благодаря чему создается ощущение полного уединения с природой.
Если сама пустыня почти безжизненна, то побережью океана характерно обилие фауны. Тут расположена крупнейшая в Перу колония морских львов. А в водах Тихого океана водится огромное количество рыбы.
Кроме того, охраняемая территория является местом пристанища множества мигрирующих видов животных.
Так как полуостров можно изучать с суши и со стороны моря, сотрудники парка предлагают туристам прогулочные экскурсии по заповеднику на автомобиле, а также на катере вдоль побережья. Любители экстремальных видов спорта могут заняться дайвингом или сноубордингом на песке, покататься на багги. А ценители природы имеют возможность в непосредственной близости понаблюдать за лежбищами морских котиков и огромными птичьими базарами.
Наземный растительный мир заповедника образует в основном своеобразный пояс, который называют пустынными лугами, или «лома» (исп. Loma; мн. Lomas). Ломас — это «туманная» растительность посреди безжизненного пустынного солончакового ландшафта, возможная благодаря частым туманам. Более 40 % растительного мира Национального заповедника «Паракас» — эндемики.
На засоленных почвах произрастает Дистихлис колосовидный (лат. Distichlis spicata), в пресноводных низинах преобладают камыши, а на песках — Суккулентный галофит (лат. Sesuvium portulacastrum). Выше, в предгорьях Серро-Колорадо встречаются небольшие участки c группами Колончатых кактусов (лат. Neoraimondia arequipensis).
Подводный растительный мир заповедника намного разнообразнее наземного. Благодаря тому, что п-ов Паракас омывается прохладным Перуанским течением, здешние воды просто переполнены планктоном (только ок. 260 видов морских водорослей!), которым питаются рыбы, многочисленные моллюски и ракообразные, которыми в свой черед питаются многочисленные морские животные и птицы.
Фауна национального заповедника «Паракас» необычайно разнообразна. Омываемый океаническими волнами, полуостров стал домом для множества редких видов животных.
Среди обитателей национального заповедника преобладают птицы, которых насчитывается более 200 видов. К типичным представителям пернатой фауны парка Паракас относятся: Серая чайка (лат. Larus modestus); Крачка инков (лат. Larosterna inca); Черный водорез (лат. Rynchops nigra); Тулес (лат. Pluvialis squatarola); Красноногий баклан (Phalacrocorax gaimardi); Баклан Бугенвиля (лат. Phalacrocorax bougainvillea); Пингвин Гумбольдта (лат. Spheniscus humboldti); Чилийский фламинго (лат. Phoenicopterus chilensis), Андский кондор (лат. Vultur gryphus) — самая крупная летающая птица в Западном полушарии; Американский бурый пеликан (лат. Pelecanus occidentalis); и Перуанский пеликан (Pelecanus thagus) — самый маленький из пеликанов в мире.
В заповедных водах обитают крупные млекопитающие: Южный морской лев (лат. Otaria flavescens) с мощной гривой; Южноамериканский морской котик (лат. Arctocephalus australis); Дельфин-белобочка и обыкновенный дельфин (Delphinus delphis); Кошачья выдра (лат. Lontra felina). В акватории заповедника обитают кожистые и зеленые черепахи, а также множество промысловых и декоративных рыб.
Перуанское течение (или течение Гумбольдта) очень повлияло на мир морских беспозвоночных: кроме огромного разнообразия зоопланктона акватория полуострова богата осьминогами, кальмарами, моллюсками и ракообразными.
Археологический музей. Возле входа в заповедник находится Археологический музей, основанный Хулио Сесар Тельо Рохасом (исп. Julio Cesar Tello Rojas, 1880 — 1947), перуанским археологом, исследователем древней культуры Паракаса. Богатая музейная экспозиция знакомит посетителей с древнеперуанской цивилизацией и с уникальной природой этого края.
Обсерватория. В 2014 г. группа археологов во главе с Чарльзом Станишем недалеко от города Чинча-Альта (исп. Chincha Alta; столица провинции Чинча департамента Ика) обнаружила древнюю обсерваторию, возраст которой предположительно составляет ок. 2500 лет. Она занимает территорию в 40 км², представляя собой нанесенные на поверхности земли прямые линии геоглифов (более 70) и окружающие их 5 рукотворных холмов. Линии направлены на точку, соответствующую летнему солнцестоянию в южном полушарии Земли.
Культура Паракас — важная археологическая культура, существовавшая на полуострове в период примерно с 750 по 100 гг. до н.э. Носители этой культуры владели искусством ирригации и мелиорации.
В основном наши знания о цивилизации Паракас основываются на археологических раскопках крупного приморского некрополя, который в 1928 г. открыл и исследовал перуанский археолог Хулио Тельо. Некрополь в Уари-Кайян (кеч. Wari Kayan) состоял из большого количества больших подземных погребальных камер, каждая из которых вмещала около 40 прекрасно сохранившихся мумий. Специалисты предполагают, что каждая из камер принадлежала отдельной семье или клану и использовалась на протяжении многих поколений. Мумии «запеленуты» в несколько слоев ткани, украшенной богатым орнаментом. Эти ткани являются одними из лучших образцов доколумбового искусства. Сегодня большая часть паракасских мумий хранится в музее города Ика (исп. Ica).
Люди культуры Паракас (так, не зная самоназвания древнего народа, их именуют по топониму) были уверены, что смерть — это лишь переход души из мира видимого в мир невидимый. Они не горевали, а радовались тому, что еще один соплеменник попал в лучший из миров. Поэтому археологи находят в погребениях керамическую посуду, высохшую пищу, наборы косметики и драгоценности (в женских захоронениях), оружие (в мужских могилах) — то есть все, что человеку требуется при жизни, а значит, понадобится и в загробном мире. Хотя смерть всегда считалась у перуанцев благом, древние жители Альтиплано к ней вовсе не стремились и всячески старались отодвинуть ее приближение. Так, Мочика — это второе название древнего племени, предшественников Инков и современных перуанцев — владели таким удивительным для тех времен методом, как трепанация черепа. Причем, отверстие ювелирно «заделывалось» золотой фольгой. На керамических сосудах и камнях Ики запечатлены целые фрагменты таких операций, на рисунках даже четко видны хирургические инструменты.
По данным современных патологоанатомов, люди с произведенной трепанацией черепа жили после операции еще много лет.
Мочика оставили нам блестящие образцы керамических изделий, украшенных яркими сложными узорами и реалистичными изображениями людей и животных.
Предположительно, потомком культуры Паракас является культура Наска.
Полуостров Паракас – место, таящее в себе множество загадок и привлекающее к себе внимание исследователей со всего мира. Ученые не могут прийти к единому мнению относительно загадочных «камней Ики», которые находят на территории перуанского заповедника повсеместно. На камнях, размеры которых варьируются от грецкого ореха до крупного арбуза, древними мастерами нанесены рисунки, изображающие вполне реальные и фантастичные сцены. Многие изображения посвящены взаимодействиям людей и динозавров; на некоторых можно увидеть странные летательные аппараты; на многих камнях выгравированы исключительно точные изображения животных, не обитающих в Южной Америке, например, австралийские кенгуру. Есть камни, на которых детально изображены внутренние человеческие органы, сердце и мозг человека, а также сюжеты, которые некоторые специалисты трактуют, как пересадку органов. Таким образом, это есть ни что иное, как наглядное подтверждение наличия высокоразвитой медицины в культуре Паракаса.
Богатую коллекцию камней собрал доктор Хавьер Кабрера (исп. Javier Cabrera; 1924-2001), который являлся прямым потомком испанского конкистадора, дона Херонимо Луиса де Кабрера-и-Толеда (кас. Jeronimo Luis de Cabrera y Toledo; 1528-1574), в 1563 г. основавшего город Ика. Профессор медицины Хавьер Кабрера основал в Ике частный Музей камней, который содержит более 12 тыс. экспонатов.
Спектральный анализ показал, что эти камни относятся к мезозойской эре, то есть их возраст исчисляется 230 млн лет.
По мнению доктора Кабрера, гравировку на камнях Ики сделала некая необычная «небесная раса» гуманоидов, жившая в эпоху динозавров. На камнях изображены 2 расы людей: «инопланетная» и «дикари», кардинально отличающиеся друг от друга. Если «Небесные люди» похожи на современного человека, только с очень большой головой и острым носом, то раса «дикарей» изображена так же, как мы представляем себе древних людей.
Кабрера считал, что «небесная раса» умела выращивать себе подобных, то есть клонировать людей. Она была бессмертной до тех пор, пока не случилась глобальная катастрофа, стершая всю жизнь с лица земли.
На обширной территории некрополя, расположенного на полуострове, в 1949 г. археологи обнаружили выкопанные в песке могилы бутылочной формы, в каждой из которой сидели завернутые в плотную ткань высушенные на солнце мумии с вытянутыми черепами, получившие известность как «Черепа из Паракаса». Например, покойник с золотой маской на лице, закутанный в дорогие узорные ткани, при жизни, вероятно, принадлежал к элите. Люди попроще делили одну «бутылку» на четверых — семерых. Поразившая мир находка Тельо состоит из более 300 вытянутых черепов.
С тех пор мировое сообщество ученых пытается разгадать тайну «яйцеголовых». Споров по поводу этой находки было много. Выдвигалась масса версий и гипотез.
Самая расхожая из версий такова: люди Паракас умели не только оперировать черепа, они деформировали головы, придавая им вытянутую форму. В каких целях проделывались столь странные манипуляции с людьми? На деформирование черепа уходили годы, его начинали делать младенцам, и вряд ли болезненная процедура доставляла малышам удовольствие. Поскольку чаще всего увеличивалась зона верхней части черепа, «отвечающая» за логику и способности к точным наукам, перуанский антрополог доктор Ренато Давила Рикельми (исп. Renato Davila Riquelme) полагает, что таким образом люди Паракас и Наска взращивали «яйцеголовых» гениев. Вполне возможно, тех самых, что оставили нам загадочные, непостижимые по сей день гигантские «рисунки Наска».
Рикельми своими руками реконструировал облик найденной им древнеперуанской «длинноголовой» принцессы. Антрополог предположил, что юная принцесса была принесена в жертву — эту версию подтверждает след на черепе от удара камнем. Перед смертельным ударом девушке, вероятно, дали пожевать листья коки или кактус San-Pedro. Под воздействием наркотических веществ она не почувствовала боли, о чем свидетельствует безмятежное выражение, которое сохранило миловидное лицо принцессы. Вся украшенная золотом, окруженная предметами роскоши, она отправилась в последний путь с великими почестями, которые свидетельствуют о том, что ее убийцы старались задобрить дух вулкана, возле которого располагается захоронение. Предположительно, при жизни принцессы вулкан исторгал смертоносную огнедышащую лаву, поэтому людям пришлось принести ему в жертву лучшую из племени. Объем мозга принцессы оказался в 3 раза (!) больше, чем у обычного человека.
Наконец, чтобы разрешить споры и установить истину, генетики Техасского Университета (США) решили провести ДНК-анализ загадочных черепов. Г-н Хуан Наварро (исп. Juan Navarro Hierro), владелец и директор Исторического музея Паракаса, в котором находится коллекция из 35 вытянутых черепов, позволил взять для проведения генетической экспертизы образцы из 3-х черепов, которые включали волосы, зубы, черепную кость и кожу. В результате глубокого исследования было выявлено, что обладатели этих останков не принадлежали ни к одному из видов, обитающих на Земле.
Как известно, большинство случаев удлинения черепа — это результат его искусственной деформации, которая достигается путем связывания головы младенца между 2-я деревянными шинами или стягивания плотной тканью. Однако, в результате деформации черепа изменяется только его форма, а вес, объем и другие характеристики остаются неизменными.
Этого нельзя сказать о «черепах Паракаса»: удлиненные черепа на 25% больше и на 60% тяжелее обычных человеческих черепов, т.е. они не могли быть искусственно деформированы. Также они содержат только одну теменную пластину вместо 2-х. Американский биолог Брайен Ферстер (англ. Brien Foerster), специалист по древнему народу Южной Америки с удлиненными головами и автор 8 книг, так прокомментировал результаты генетического анализа ДНК: «Речь идет о мутированной митохондриальной ДНК, отсутствующей у человека и известных на сегодняшний день животных…Возможно, мы имеем дело с новым существом, очень далеким от «homo sapiens» и неандертальца».