Панамериканское шоссе (англ. Pan-American Highway, исп. Carretera Panamericana) — сеть дорог, соединяющих США и Канаду со странами Латинской Америки, суммарная протяженность которых составляет около 48 тыс. км.
Шоссе вошло в «Книгу рекордов Гиннесса», как самая длинная автомобильная трасса в мире, хотя проехать по ней «одним махом» нельзя. Дело в том, что в сети автодорог имеется непроезжий участок длиною 87 км, так называемый «Дарьенский пробел», который находится на границе Панамы и Колумбии. На обычном автотранспорте проезд по этому болотистому участку, покрытому непроходимыми джунглями, попросту невозможен.
Если не учитывать «Дарьенский пробел», то автомагистраль объединяет в единую систему сети автодорог обеих Америк.
На всем своем протяжении магистраль проходит через различные природные регионы: холодные горные перевалы, ледники, речные долины и тропические леса. Некоторые участки трассы проходимы только в сухой сезон.
Концепция создания дороги была предложена на I Панамериканской конференции в 1889 г., правда, изначально планировался вариант железной дороги. Однако, далее никаких практических действий не последовало. Идея Панамериканского шоссе возникла в 1923 г. на V Международной конференции в США. А на I Конференции по Панамериканскому шоссе, которая прошла 5 октября 1925 г. в Буэнос-Айресе, было принято решение о начале строительства магистрали.
Начиная с того дня, дорога, ныне являющаяся грандиозной достопримечательностью американского континента, строилась в течение нескольких десятилетий. Не случайно в названии магистрали присутствует приставка «pan-», которая в переводе с греческого обозначает «все-»: Панамериканское шоссе соединяет сети автострад континентальных стран Америки в единую систему.
Первой среди стран Латинской Америки свою часть автомагистрали завершила Мексика в 1950 г.
Официально автомагистраль берет начало вблизи границы США и Мексики, в мексиканском городке Нуэво-Ларедо (исп. Nuevo Laredo). Но фактически основная часть Панамериканского шоссе начинается значительно севернее, на Аляске в Северной Америке, в поселке нефтяников Прадхо-Бей (англ. Prudhoe Bay) близ одноименного газонефтяного месторождения.
Далее дорога тянется на юг, проходя через крупные мексиканские города: Монтеррей (исп. Monterrey), Оахака (исп. Oaxaca ), Мехико (исп. Ciudad de Mexico) и др. Магистраль проложена с таким расчетом, что на ее маршруте находятся столицы всех государств Центральной Америки; исключением стали Гондурас, к столице которого — городу Тегусигальпа (исп. Tegucigalpa) подходит ответвление шоссе, и Белиза (англ. Belize) — крошечное государство, расположенное на полуострове Юкатан (исп. Yucatan).
На севере континента можно выделить основные участки дороги: «Alaska Highway» («Аляскинская трасса»; протяженность 2237 км), проложенная по территории США и Канады до канадского города Эдмонтон (англ. Edmonton), и «Inter-American Highway» («Межамериканское шоссе») — главная транспортная артерия, связывающая США с Панамским каналом. «Интерамериканское шоссе» разветвляется и проходит 2-мя магистралями через несколько стран Центральной Америки, затем вновь соединяется в городе Сан-Антонио (англ. San Antonio), на юге штата Техас. Дальше от этого места трасса уходит на юг, до города Панама-Сити (англ. Panama City). «Межамериканское шоссе» — довольно узкое, с крутыми подъемами и частыми «извилинами», большей частью заасфальтированное.
Обе части шоссе были построены во время II Мировой войны, чтобы обезопасить портовые склады от нападений немецких подводных лодок и беспрепятственно осуществлять срочные перевозки грузов.
После паромной переправы в Южной Америке магистраль проходит по территории Колумбии, через горные цепи Анд и долину реки Каука (исп. Río Cauca), пересекает территории Венесуэлы и Эквадора. Из Боготы (исп. Bogota; столица Колумбии) отходит ответвление на Каракас (исп. Caracas; столица Венесуэлы).
По горному плато Эквадора шоссе проходит через города Кито (исп. San Francisco de Quito) и Куэнка (исп. Cuenca), а затем по тихоокеанскому побережью доходит до города Лима (исп. Lima; столица Перу). Далее магистраль разветвляется: одна ветвь проходит через Арекипу (исп. Arequipa; Перу) и Ла-Пас (исп. La Paz; Боливия) в Буэнос-Айрес (исп. Buenos Aires; столица Аргентины), вторая — через город Сантьяго (исп. Santiago de Chile; столица Чили) и перевал Бермехо (исп. Bermejo; перевал в Главной Кордильере Южных Анд) идет к городам Мендоса (исп. Mendoza; Aргентина), Мерседес (исп. Mercedes; Уругвай) и, далее, к Буэнос-Айресу.
Иногда в дорожную систему включают несколько ответвлений, таких как до чилийских городов Пуэрто-Монт (исп. Puerto Montt) и Кельон (исп. Quellon), а также до аргентинского города Ушуайя (исп. Ushuaia). Именно Ушуайа, расположенный неподалеку от Магелланова пролива (исп. Estrecho de Magallanes), разделяющего архипелаг Огненная Земля (исп. Tierra del Fuego) и континентальную Южную Америку, считается самой южной точкой «Панамериканского шоссе».
На границе Панамы и Колумбии есть участок сельвы, который на обычном автомобиле не проехать — это «Дарьенский пробел» протяженностью 87 км. Из-за ландшафтных особенностей прокладка трассы в этой местности – дело практически невозможное: джунгли на некоторых участках представляют собой непроходимые заболоченные заросли.
Кроме того, есть еще несколько причин незавершенности шоссе на этом участке: это протесты местного населения в стремлении сохранить самобытность своей культуры, а также опасения экологов и властей. Экологи озабочены сохранностью природных заповедников, расположенных вблизи; например, занесенный в список ЮНЕСКО Национальный парк Дарьен (исп. El Parque Nacional Darien) по убеждению специалистов не должен становиться частью магистрали, чтобы не потерять природной уникальности.
Конгресс США активно возражает против строительства дороги на этом отрезке, опасаясь неконтролируемого потока наркотиков из Колумбии. Одна из предложенных альтернатив шоссе на данном участке — короткая паромная линия из города Турбо (исп. Turbo), расположенного в заливе Ураба (исп. Golfo de Uraba; Карибское море) в новый панамский порт.
В настоящее время автомобили доставляются на морских судах из города Панама (исп. Panama; столица государства Панама) в порт Буэнавентура (исп. Buenaventura; Колумбия). Безусловно, это связано с определенными неудобствами, так как водителям приходится терять много времени на ожидание парома, но иного решения проблемы пока не предвидится.
Суммарная протяженность Панамериканского шоссе составляет около 48 тыс. км.
Идея Панамериканского шоссе возникла в 1923 г. на V Международной конференции в США. А 5 октября 1925 г. в Буэнос-Айресе было принято решение о начале строительства магистрали.
Панамериканское шоссе представляет собой сеть дорог, соединяющих США и Канаду с большинством стран Латинской и Южной Америк