Перу – удивительная страна, где, по мнению ученых, возникла первая разумная цивилизация. Это загадочное государство хранит на своих землях множество таинственных объектов, о происхождении которых на протяжении ряда столетий ломают головы ученые всего мира. Одним из таких мистических объектов является Андский канделябр.
Наверняка, многие слышали о «линиях Наска» — огромных наземных изображениях, расположенных в южной части Перу. Однако, не все знают, что примерно в 200 км от знаменитых геоглифов находится еще один загадочный «эстамп», над предназначением которого тоже долгие годы ломают головы историки и археологи.
Андский канделябр или Канделябр Паракаса (исп. Candelabro de Paracas) — гигантский рисунок, нанесенный на склоне горы, расположенной в тихоокеанской бухте полуострова Паракас (исп. Península de Paracas), недалеко от города Писко (исп. Pisco), Перу, департамент Ика. Геоглиф находится в охраняемой зоне Национального заповедника Паракас (исп. La Reserva Nacional de Paracas), основанного 25 сентября 1975 г.
Название «Канделябр» является скорее образным — сомнительно, что целью авторов этого «художества» было изобразить на горном склоне элемент интерьера. Местные жители, христиане, переименовали геоглиф в «Три креста» (исп. Las Tres Cruces), индейцы называют рисунок просто «Трезубец».
В последние годы древний «Канделябр» приобрел славу одной из популярнейших достопримечательностей Перу, манящей к себе туристов со всего света, а также стал объектом пристального внимания мирового ученого сообщества — историков, археологов, этнографов и астрофизиков.
Полуостров Паракас расположен в 240 км южнее перуанской столицы, Лимы (исп. Lima). Именно здесь, на склоне внушительной горы, возвышающейся на берегу залива Писко (исп. Bahía de Pisco), выгравирован огромный рисунок, который можно отлично рассмотреть с моря. Для этого лучше всего на автомобиле добраться от Лимы до Писко, оттуда проплыть на катере до «Канделябра».
Андский Канделябр Паракаса — это геоглиф, «начерченный» в виде огромного трезубца на склоне 400-метровой горы. Рисунок образован канавками, прорытыми на поверхности горного склона, который состоит из красного порфира – вулканической породы красноватого цвета. Форма изображения загадочна и достаточно сложна для описания.
Некоторые находят в нем сходство с кактусом, другие полагают, что изображение больше напоминает огромный трикирий — подсвечник с тремя «рожками», он же канделябр: основной ствол разделяется на 3 ветви, каждая из которых в свою очередь тоже разветвляется. Два боковых ответвления украшены изображениями человеческих фигур, змей и саламандр. Высота «Канделябра» составляет 128 м, ширина – ок. 100 м, толщина линий – от 1,5 до 4 м, а глубина канавок в некоторых местах достигает 2 м.
Центральная ось имеет вид борозды, точно прорытой гигантской бороной или судном, скатившимся по склону в море. Две боковые ветви — более узкие и мелкие.
В то время, как ученые полемизируют относительно возраста перуанского геоглифа, радиоуглеродный анализ датировал обнаруженные неподалеку керамические изделия 200 г. до н.э. Тот факт, что рисунок тоже пережил много веков, а, возможно, и тысячелетий, не вызывает сомнений. Но время оказалось не властно над выгравированным таинственным мастером символом. Ни сильные океанские ветры, ни свирепые песчаные бури не смогли стереть с поверхности земли гигантский «Андский Канделябр».
В некоторых местах склон горы, украшенный рисунком, настолько крут, что человеку приходится преодолевать его на четвереньках, да и то с огромным трудом, поскольку в районе Писко постоянно дуют мощные ветра, которыми славится полуостров. Несмотря на ветер и крутизну горы, в воздухе не наблюдается пыли и песка, то есть природные силы развеивания не могут преодолеть плотности поверхностного песчаного слоя почвы.
Невероятно, но это установленный факт: в этом районе ни мелкий песок, ни микроскопическая пыль не поднимаются в воздух даже во время урагана, а следы, которые в любом другом месте были бы стерты в течение часа, здесь остаются нетронутыми тысячелетиями.
По одной из фантастических гипотез, «канавы», образующие геоглиф, «отталкивают» песок, который их не засыпает. Но тогда рождаются новые вопросы: что это за необычайный «механизм отталкивания», как он действует, кем заложен? Есть и такое предположение, что воздушные потоки, которые дуют со стороны океана, поднимаясь вверх по склону песчаной горы, сами продувают эти «канавы», не давая им осыпаться.
О происхождении и предназначении «Канделябра» существует огромное множество ничем не подтвержденных гипотез и легенд.
На сегодняшний день все эти версии, мнения и предположения основаны исключительно на зрительном восприятии фигуры, ни одна из теорий не была научно доказана. Иными словами, все гипотезы, как и сам «Трезубец», построены «на песке».
Согласно мнению авторов исторических хроник — испанского священника, историка и географа Сьесы де Леона (исп. Cieza de León; 1518 или 1520 -1554) и перуанского историка Гарсильясо де ла Веги (исп. Garcilaso de la Vega; ок. 1539 – ок. 1616), здесь Инки спрятали драгоценности перед испанским вторжением, после того, как они поняли, «что вероломных конкистадоров интересуют только их сокровища». Спрятаны ли они здесь? Пока никто этого не знает.
Вполне возможно, легендарные сокровища Инков, которые не удалось разыскать испанским конкистадорам Франсиско Писарро (исп. Francisco Pizarro y González; ок. 1475 — 1541) и Диего де Альмагро (исп. Diego de Almagro; ок. 1475 — 1538), еще дремлют в золотых песках пампы Наска и Паракаса.
Ближайшие изображения, идентичные по технике исполнения, находятся в пустыне Наска (исп. Desierto de Nazca), одном из самых удивительных и мистических мест на земном шаре. Несомненно, что разгадка «Линий Наска» может пролить свет для понимания феномена Андский Канделябр Паракаса.
Несмотря на соседство со знаменитыми «Линиями» и схожесть техники изображения, специалисты предполагают, что этот геоглиф скорее всего не был создан народом Наска.
Найденные при раскопках в районе «Канделябра» керамические изделия позволяют предположить, что «Трезубец» создан примерно в 200 г. до н. э. А по некоторым данным, рисунки Наска появились на 600–800 лет позже. Считается, что керамика относится к цивилизации Паракаса, преемницей которой и стала культура Наска. Однако, убедительных доказательств того, что гигантский геоглиф был создан именно этой древней культурой, нет.
Некоторые историки предполагают, что «Андский канделябр» был создан во времена Инков и должен был исполнять роль запрещающего знака, предостерегающего людей от посещения этого места.
Такое объяснение может быть удовлетворительным, если рассматривать его вкупе с плато Наска. Согласно популярной гипотезе, загадочные линии, покрывающие обширный район пампы – не что иное как указатели гигантского некрополя, вмещающего сотни тысяч мумий, каждая из которых снабжена всем необходимым для будущей жизни. В пещерах Паракаса тоже было обнаружено большое количество «паракасских мумий». Поэтому имеются основания считать, что этот район был когда-то священной территорией — местом захоронений древней культуры.
По мнению некоторых авторов, «Канделябр» был создан в 1835 г. ссыльным испанским монахом Рамоном Рохасом (исп. Ramón Rojas), известным под именем «Падре Гватемала» (исп. Padre Guatemala). Совершая паломничество из Лимы в Ику, неся аборигенам «слово божие», он и его адепты достигли Паракаса, где и «начертали» на горе фигуру в качестве своеобразного «послания потомкам». Возможно, поэтому гора имеет и другое местное название — «Три креста».
Эта версия не выдерживает никакой критики, поскольку геоглиф существовал и описывался еще столетием раньше.
Но конкистадоры верили в то, что геоглиф символизирует собой Святую Троицу, и расценивали его, как доброе предзнаменование и знак того, что они должны продолжить свои завоевания и направить местных жителей на путь истинный, обращая их в христианскую веру. Хотя четкие исторические записи, подтверждающие подлинность этого утверждения, также отсутствуют.
Некоторые историки считали, что речь идет о «Древе Жизни», которое служило культовым изображением в эпоху древних цивилизаций, объектом поклонения культур региона Писко-Паракас.
Известная немецкая исследовательница Мария Райхе (нем. Maria Reiche) почти 50 лет, начиная с 1940 г., занималась изучением таинственных рисунков Наски. Она считала, что плато служило древним предкам перуанцев гигантским «астрономические календарем». Андский Канделябр Паракаса исследовательница «вписала» в свою трактовку, сравнивая его с «доинкской доской», служившей Богам «посадочной площадкой». Она подчеркивала, что фигура была не более чем религиозным символом.
Благодаря своей близости к океану, Канделябр оброс немалым количеством «морских» трактовок.
По одной из версий, это своеобразная метка, оставленная флибустьерами, нападавшими на испанские каравеллы, которые укрывались здесь от преследователей, отдыхали и хранили награбленные сокровища.
Действительно, на стороне полуострова, обращенной к океану, имеется много крутых утесов с глубокими пещерами. Некоторые из этих пещер уходят глубоко под землю, другие представляют собой лабиринты гротов с зазубренными колоннами. Именно в этих пещерах пираты могли прятать свои сокровища. Но «Канделябр» был изготовлен до ХVI в., да и форма геоглифа — трезубец с саламандрами — по стилю гораздо ближе Инкам, чем кровожадным пиратам.
По другой версии, фигура служила ориентиром и предупреждением для мореплавателей, вошедших в зону между горой с «Канделябром» и расположенными напротив нее островками, которая издревле слыла опасной, так как море здесь постоянно штормит из-за сильных ветров (их жители полуострова называют «паракас»).
Местные рыбаки, которым некогда ломать голову над расшифровкой мистического рисунка, считают его маяком и по сей день с благодарностью пользуются помощью древнего ориентира, отлично видимого со стороны океана, с расстояния ок. 20 км от берега.
Имеются документальные сведения, что внутри «рожков» «Канделябра» испанские конкистадоры обнаружили веревки и канаты, которые могли быть использованы в роликовых механизмах. По словам перуанского писателя Бельтрана Гарсии (исп. Beltran Garcia), возможно, «Трезубец» представлял собой «точный сейсмограф, способный регистрировать земные колебания и сейсмические толчки, источник которых мог находиться …в любой точке нашей планеты».
Существует еще одна известная теория, которая гласит, что «Андский канделябр» является изображением растения под названием «Дурман обыкновенный», который рос на территории Перу в доисторические времена. Известно, что это наркосодержащее растение вызывает у человека галлюциногенные реакции при курении или замачивании в воде. Люди принимали Дурман за святыню, поклонялись ему и даже увековечили таким оригинальным образом.
Есть и такая версия, что геоглиф представляет собой громоотвод Виракоча, который в инкской и доинкской мифологии региона южноамериканских Анд считался великим Богом-творцом. Согласно легендам, во времена тьмы Виракоча вышел из вод озера Титикака и сотворил свет. Он создал солнце, луну, звезды, а затем человека. Потом Бог ушел в Тихий океан, чтобы вернуться во времена тяжелых испытаний. Возможно, целью создания «Канделябра» — символа Виракоча было указать Божеству дорогу к народу Паракаса, чтобы в тяжкие времена он не сбился с пути, спеша людям на помощь.
Ряд российских исследователей рисунков Наска во главе с И.Е. Кольцовым, действительным членом географического общества РФ, считают, что самая засушливая в мире пустыня являлась для древних цивилизаций идеальным местом захоронений, «обеспечивающим» нетленность мумий. А гигантские рисунки создавали над погребениями вертикальные энергопотоки, обеспечивавшие «каналы связи с космосом». Т.е. энергетические потоки над рисунками Наска должны были помогать душам усопших вознестись на небеса. По версии Кольцова, наделавшей в научных кругах немало шума, ключом к разгадке тайны плато Наска может служить именно «Канделябр Паракаса».
Согласно смелой гипотезе российских исследователей, «Трезубец» является ни чем иным, как «галактическим паспортом» нашей планеты. Т.е. в этом рисунке заключена вся информация о Земле. Левая часть рисунка символизирует фауну, правая часть — флору. Рисунок целиком представляет собой человеческое лицо.
Вблизи вершины горы есть отметка, похожая по форме на гвоздь: это — шкала, показывающая «уровень развития цивилизации» (всего их 6). Если умозрительно повернуть Андский Канделябр на 180°, то получится распятие, а «гвоздь» будет изображать гвоздь, вбитый в ногу Христа. Это своеобразный символ-предупреждение о том, что наша планета может погибнуть от неразумной деятельности человека.
Далее авторы этой парадоксальной идеи стремятся объяснить, что эту информацию оставили нам обитатели созвездия Льва. Ссылаясь на огромное количество скульптурных изображений льва на нашей планете и во всех земных религиях, авторы выдвигают гипотезу, что «земная цивилизация является делом рук пришельцев из созвездия Льва».
Согласитесь, список гипотез и предположений достаточно солидный.
Но правда заключается в том, что истинный смысл предназначения «Андского канделябра» остается до сих пор неразрешенной загадкой; сегодня ученые не могут сказать ничего определенного по поводу того, когда, кем и в каких целях был изготовлен гигантский рисунок. Загадочная сохранность образующих его канавок никогда не была предметом тщательного изучения археологов. Ученым не удалось даже установить точный возраст «Канделябра», как, впрочем, и фигур плато Наска.
Каждая из гипотез разбивается в пух и прах в ходе мало-мальски тщательного анализа.
Если «Канделябр Паракаса» является делом рук человеческих — древних обитателей перуанского побережья или испанских монахов, то почему не обнаружено ни одного документального упоминания об этом факте ни в какой форме?
Такие цивилизации, как Паракас (700 г. до н.э.) или Наска (300 г. до н.э.), достигли высокого развития, о чем говорят материальные свидетельства этих культур. Поэтому, наверняка, народы — носители этих культур не преминули бы каким-либо образом запечатлеть такое масштабное творение (в рисунках на глиняных сосудах или тканях). А уж о францисканских монахах и говорить нечего: именно им человечество обязано подробнейшими описаниями конкисты и народов, покоряемых испанскими завоевателями в Новом Свете. Можно ни на йоту не сомневаться в том, что фрай Рамон Рохас постарался бы обессмертить свое имя, если бы он действительно прокопал эти канавы на песчаной горе.
Если «Андский Канделябр» — ориентир для рыбаков, указывающий путь к дому, то почему его «свечи» направлены не в сторону Писко, а в направлении пустыни Наска? Перуанские летчики утверждают, что «Канделябр» лучше всего виден с воздуха, причем, со значительной высоты. Если «Трезубец» — ритуальный знак, то каким образом древние люди могли поклоняться ему, если его можно рассмотреть только издали — с моря или с воздуха?
Если же рисунок — часть древнего «астрономического календаря», что может означать или символизировать собой фигура в форме подсвечника? Словом, чем дальше в лес — тем выше кроны!
По сей день загадочный геоглиф продолжает привлекать внимание любопытных туристов, а также специалистов и археологов-любителей со всего мира, которые снова и снова пытаются разгадать секрет происхождения мистической «татуировки Паракаса».
А быть может, три «рожка» величественного «Канделябра», открытого всем океанским ветрам, через века посылают землянам сигнал «SOS»? Действительно, сегодня эта удивительная достопримечательность планеты очень нуждается в защите от варварства некоторых неугомонных представителей рода человеческого. Так, одно время повышенное внимание геоглифу уделяли искатели сокровищ, по всей видимости, поверившие в слухи об «указателе флибустьеров». Во многих местах кладоискатели оставили после себя безобразные ямы.
Наносят ущерб «Канделябру» и любители мотокросса: среди «золотой молодежи» столицы считается, что очень круто прокатиться в Паракас и оставить на холме (а еще круче — на самом «Канделябре») следы от покрышек своего байка или автомобиля.
Как раскопки, проводимые «дикими» искателями сокровищ, так и наезды экстремалов-мотогонщиков делают все более актуальным вопрос о необходимости сохранить уникальное изображение для серьезных научных исследований, да и просто для будущих поколений. Ведь путешественник, добравшийся сюда и увидевший окутанный тайной «Подсвечник» своими глазами, вряд ли сможет забыть то непередаваемое ощущение сопричастности к вечности, которое охватывает человека, стоящего на краю непознанной бездны.