Точное представление о народах, населяющих Южноамериканский континент в «доколумбову» эру, составить непросто, ввиду отсутствия у них письменности. Поэтому ученые по крупицам воссоздают образ древней эпохи, изучая археологические находки. Одна из цивилизаций – племя Моче (или Мочика), существовавшее с I по VII века нашей эры. Находящаяся на севере Перу, в районе современного города Трухильо, в I веке нашей эры Долина Моче являлась центром этой цивилизации, открытой в конце прошлого столетия немецким археологом Максом Уле.
Мочика населяли засушливую прибрежную полосу северного Перу протяженностью около 300 километров, живя на территории одиннадцати долин-оазисов, орошаемых реками. Они жили в саманных постройках, занимались земледелием, рыболовством и ремеслами. В орошенных ими долинах образовались города со своими правителями и религиозными служителями.
Моче были умелыми земледельцами, в своих долинах они снимали прекрасный урожай маиса, фасоли, картофеля, перца, томатов юкка и пр. Также индейцы Мочика были искусными рыболовами: умели ловить рыбу не только с берега, используя гарпуны и остроги, они выходили в океан на плотах и каноэ из тростника, добывая рыбу и моллюсков.
Моче не знали бронзы, но они чеканили удивительные по красоте украшения из золота, серебра, меди и их сплавов. У них было развито гончарство, ткачество, Моче прекрасно владели мастерством росписи стен и керамики.
Первыми из индейцев Перу, они сооружали дороги, мощенные камнем, и разветвленную систему каналов,орошающих поля.
Цивилизация Мочика оставила нам более 60 пирамид и культовых построек, стены которых покрыты изображениями, где можно проследить практически всю иерархическую структуру ее общественного строя. Особой известностью пользуются две удивительные пирамиды, возведенные в окрестностях нынешнего Трухильо: Huaca del Sol — Солнечная пирамида и Huaca de la Luna — Лунная пирамида. Большой интерес представляют рисунки Моче на изделиях из крамики, на них нашла отражение вся их многогранная культура.
Раскопки подтверждают, что Мочика регулярно осуществляли религиозные кровавые ритуалы. То была эпоха, когда людей приносили в жертву ненасытному паукообразному божеству, а вождь и его окружение, по обычаям цивилизации Моче, пили человеческую кровь, чтобы стать сильнее. Как предполагают ученые, жертвы приносили богам, чтобы вымолить дожди, которые здесь крайне редки.
О причине заката культуры Мочика ученые не устают спорить. По одной из версий, он был предопределен религиозным ожесточением, люди Мочика вкладывали много ресурсов в религиозные ритуалы, а в жертву приносились, как правило, молодые, то есть, самые продуктивные члены племени, чем оно само себя лишало будущего. По другим предположениям, несколько явлений Эль-Ниньо в относительно короткий период привели к проливным дождям и разрушению саманных домов, дорожной и оросительной инфраструктуры Мочика. После чего случилась сильная засуха, которая вынудила племя покинуть города и уйти в глубину континента. Также не исключено, что разгорелась гражданская война за оставшиеся водные и продовольственные ресурсы.
Так или иначе, в начале VIII века цивилизация Моче прекратила свое существование.