Куско (исп. Cusco; ударение на первый слог) — город на юго-западе центральной части Перу, административный центр одноименных региона и провинции (исп. Provincia del Cuzco). Население города составляет около 350 тыс. человек.
На окраине города расположен Международный аэропорт им. Алехандро Веласко Эстете (исп. Aeropuerto Internacional Alejandro Velasco Astete), названный в честь перуанского летчика, которому в 1925 г. впервые удалось пересечь Анды при перелете из Лимы в Куско. В том же году, во время авиашоу (г. Пуно) пилот разбился насмерть, когда отводил падающий самолет от зрителей.
Куско — один из красивейших и древнейших городов Южной Америки, здесь люди селились уже более 3 тыс. лет назад. С IX по XII в. в этом районе развивалась культура Кильке (Killke), с XIII в. по 1533 г. город был столицей великой Империи Инков, крупнейшей индейской цивилизации в Южной Америке в XI-XVI вв. В 1983 г. город признан Всемирным наследием ЮНЕСКО.
Город расположен в долине реки Урубамба (исп. Rio Urubamba), в Андах, на высоте более 3,5 тыс. м. над у/м, в 1020 км юго-восточнее столицы Перу — Лимы (исп. Lima), в 465 км севернее Арекипы (исп. Arequipa).
Очертания древней части города в плане напоминает туловище пумы, что нашло отражение даже в древних названиях районов города: Так, Пумакчуку — «хвост пумы», Гуакайпата — «тело пумы», на территории Саксайуамана (городская крепость) расположена «голова пумы», стены крепости построены в виде зубов.
Куско расположен в районе с горным и сухим климатом, для которого характерны два ярко выраженных сезона: сухой (апрель-октябрь) и влажный (ноябрь-март). Также здесь наблюдаются резкие колебания между дневной и ночной температурами.
Средняя дневная температура воздуха круглый год составляет от +19°C до +21°C. Показатели средней ночной температуры в период октябрь — апрель составляют +5°C — 7°C, в период май – сентябрь (самый холодный месяц – июль), когда наблюдаются самые прохладные ночи, температура может опускаться до 0 °C, но снег для здешнего региона — явление неслыханное.
В Куско можно ехать в любое время года, но все же лучшим временем для путешествия в плане погоды считается сухой сезон, который в Андах длится с конца апреля по сентябрь.
Название города на кечуа, официальном языке Империи Инков (кеч. Qusqu, Qosqo), означает «Пуп Земли» или «Центр Мира».
Хотя такая этимология современной наукой принята за истину, есть и другие версии, например, такая: название Сosco (Cuzco) пошло от звукосочетания, на языке кечуа имитирующего, представьте себе, собачий лай. Достоверно известно лишь то, что город был столицей империи Тауантинсуйу (она же «Империя Четырех Сторон Света», она же — Империя Инков), включавшая в себя территорию нынешних Эквадора, Боливии и Перу, а также частично Аргентины, Колумбии и Чили.
Культура Инков возникла в XII в., ее расцвет пришелся на XV в. Единство и развитие Империи сохранялось до конца правления Уайна Капака, после смерти которого враждующие между собой наследники раздробили государство, тем самым ослабив его. Этим воспользовались конкистадоры, прибывшие в ноябре 1532 г. во главе с Франсиско Писарро в Кахамарку (север Перу), в «штаб» Атауальпы (одного из наследников Капака). Отряд Писарро состоял из 60 конных и 500 пеших бойцов. Атауальпа не собирался воевать, он встретил «гостей», сидя на золотом троне.
Используя явное преимущество в вооружении, коварные испанцы захватили Инку в плен и удушили его, предварительно выманив у его подданных в виде выкупа за вождя огромное количество золота. Испанцы подло обманули инков. В 1572 г., когда на Центральной площади Куско без всяких почестей был казнен Тупак Амару, последний Великий Инка, борьба конкистадоров с инками была окончательно завершена, а в истории величайшей цивилизации была поставлена точка.
Инкский Куско являлся столицей в буквальном смысле слова: городом ста лиц — многонаселенный, многокультурный и многообразный по внешнему облику. Войдя в город, испанцы сразу оказались на главной площади. Город был организован так, что от нее дороги расходились лучами во все уголки империи, и, естественно, все дороги государства сходились к площади. То есть, если Куско — «Пуп земли», то его Главная площадь (нынешняя Пласа-де-Армас) — настоящий «Пуп Куско».
По свидетельствам очевидцев, в те времена Пласа-де-Армас, вымощенная идеальными каменными плитами, была разделена надвое речкой Сафи (кеч. Saphi). На правом берегу речки располагалась Уакайпата — место жертвоприношений, священный камень Усну, а также храмы и административные здания. На площади проводились все основные обрядовые празднования, посвященные Солнцу. На левом берегу располагалась Кусипата, «место радости»: здесь находился главный городской рынок и была сконцентрирована бытовая жизнь столицы.
Испанцы были поражены высоким уровнем цивилизации, встреченным в Куско. Остались воспоминания очевидцев о том, как глаза их слепли от сияния золотых и серебряных пластин со стен главного столичного храма Кориканчи (с кечуа Coricancha означает «Золотой храм»).
«Сто тысяч» каменных зданий, скорее всего, преувеличение, но если их было даже в 100 раз меньше, это были величественные сооружения: из крупных камней, идеально подогнанных друг к другу и отшлифованных почти до блеска. К каждому строению была подведена вода. Как индейцы, не знающие ни колеса, ни металлических орудий труда, управлялись с многотонными каменными глыбами, об этом никто никогда не узнает: при множестве ее достижениях, у инкской культуры не было письменности.
Но чудо в том, что достояния когда-то могущественной цивилизации можно видеть и сегодня. В сегодняшнем Куско и его окрестности хранятся обломки и значительные фрагменты древнего инкского города.
Сейчас их бережно охраняют, к иным камням запрещено даже прикасаться, как, например, к 12-угольному камню в кладке стены Дворца Инки Рока (кеч. Inka Ruq’a). Сегодня эти древние камни кормят не только город, но и всю страну, привлекая неиссякающий туристический поток (ежегодно сюда приезжают более 2 млн. туристов).
В современном Куско находится огромное число шедевров колониальной архитектуры, возведенных на древних фундаментах инкских сооружений.
Например, на основании Кориканчи (1438 г.), разрушенного конкистадорами, стоят грандиозная католическая церковь Санто-Доминго и монастырь Доминиканского ордена. Доминиканцы были первым католическим орденом, отправившим своих посланцев в Перу в 1532 г., вместе с авангардными экспедициями конкистадоров, а в 1539 г. под личным наблюдением Ф. Писарро на развалинах «Храма Солнца» началось сооружение грандиозного, похожего на крепость, комплекса.
Также инкские основания были использованы для двух величественных храмов в историческом центре города на Пласа-де-Армас (исп. Plaza de Armas del Cuzco): Кафедрального Собора (исп. Catedral del Cuzco) и иезуитской церкви Компаньа-де-Хесус (исп. Iglesia de la Compañia de Jesus). Оба храма возводились почти в течение столетия, строительство которых было завершено в 50-х годах XVII в.
Кафедральный Собор (1559 — 1668 гг.) является основным хранилищем живописных полотен школы Куско (смешение европейского барокко и индейских мотивов), также здесь хранится много христианских реликвий и артефактов.
В архитектуре Собора прослеживается смесь барокко, маньеризма и готики. Возведен он монументально: это один из немногих храмов, не пострадавших от ужасного землетрясения 1650 г. Здесь грандиозно все:
Горожане и многочисленные гости города очень любят сидеть на широких ступенях Собора, греясь на солнышке и наблюдая за жизнью города.
Компаньа-де-Хесус (1668 г.) возведена на правой стороне площади на фундаменте разрушенного конкистадорами дворца XI правителя Инков, Уайна-Капака, и представляет собой образец высшего достижения архитектурного колониального стиля барокко в Южной Америке.
Сама Пласа-де-Армас построена испанцами на месте культового центра Уакальпа. Эта площадь была свидетелем самых важных моментов в сложной истории Куско: именно здесь инки традиционно отмечали «праздник Солнца», а Писарро торжественно объявил о завоевании города.
В первую очередь, конечно, стиль Куско — это стиль классического города колониальной эпохи, в архитектурном плане он прежде всего является сокровищницей колониального барокко. Только на Пласа-де-Армас представлено несколько архитектурных жемчужин. К грандиозному Кафедральному Собору справа примыкает небольшая церковь Дель-Триунфо (исп. Iglesia del Triunfo; 1536 г.), самый первый христианский храм Куско, названный так в честь победы над восставшим Инки Манко. Церковь знаменита тем, что в ней хранится «крест Конкисты», которым был «осенен» Куско по прибытии войска Писарро. Слева — часовня Саградо-Корасон (исп. Sagrado Corazon).
С двух других сторон площадь замыкается 2-этажными белыми домами с симпатичными балконами, голубыми и коричневыми. Когда-то дома были жилыми, сегодня здесь располагаются рестораны и сувенирные лавки.
Пласа-де-Армас как бы лежит на дне гигантской андской чаши, поэтому с центра площади во все стороны открывается потрясающая панорама. Сама площадь «повидала» на своем веку всевозможные зрелища – и праздничные, и кровавые. Здесь были казнены главные исторические личности истории Перу: последний Инка, Тупак Амару- I (исп. Tupac Amaru, 1545 – 1572 гг.), борец за национальное освобождение Тупак Амару- II (1781 г.), Диего-де-Альмагро (1538 г.) — один из героев Конкисты, восставший против Писарро, и его сын Диего (1542 г.), прозванный Эль-Мосо («младший»). Сегодня многочисленные потомки Писарро и члены семьи Альмагро мирно «спят» рядом — в родовых усыпальницах монастыря Ла-Мерсед (исп. Convento de la Merced).
Многие здания Куско, как жилые, так и административные, также сооружены с использованием целиком инкского фундамента или отдельных камней, из которых складывался цокольный этаж. Самым красивым образцом такого рода является «Дом Адмирала», построенный для вице-губернатора Ф. Малдональдо в начале XVII в., в котором сегодня размещается Музей Инкской культуры (исп. Museo Inca). Этот музей называют также Археологическим Музеем Куско, так как здесь находятся артефакты, представляющие историю Перу времен доинкских цивилизаций, эры Великой Империи и колониальной эпохи.
Цокольный этаж великолепного строения сложен из древних камней. А второй уровень и мансарда созданы в классическом колониальном стиле: белые стены, черепичная крыша, бронзовые фонари. Однако, в резьбе балконных и оконных наличников вновь угадываются инкские мотивы.
Такие «двуликие» дома настолько самобытно выглядят, что в XVII в. в городе вошло в моду нижние этажи строить в стиле так наз. «инкский колониальный», который подарил миру истинные шедевры, например, стена переулка «Семи Змей», выходящей на Пласа-Насаренас (исп. Plaza Nazarenes). Испанцы, при помощи специальной технологии обработав камни, сложили стены узкой улочки (имитирующей старинную), запирающуюся на ночь красивыми воротами, которые украшены уникальным орнаментом со змейками — отсюда и необычное название улицы.
Стены улиц Марури, Ауакпинта, или Атун-Румийук проще и грубее, они не испещрены витиеватыми орнаментами, зато их на века сложили искусные руки строителей инкской империи.
От Пласа-де-Армас улочки лучами разбегаются вверх во всех направлениях.
Обогнув Собор справа, можно выйти на самую крутую (в буквальном смысле) улочку Триунфо (исп. Triunfo). Она так узка, что жители противостоящих домов из окон могут спокойно пожать друг другу руки. Поднявшись по ней, попадаете в квартал Сан-Блас (исп. San Blas), пожалуй, один из самых живописных в городе. Его еще называют «Кварталом художников» (раньше здесь селилась богема) и «перуанским Монмартром»: раньше вечерами на площади перед церковью разыгрывались театрализованные представления бродячих артистов, а днем шла бойкая торговля картинами местных художников и изделиями мастеров кустарных промыслов.
Сегодня эти традиции частично утрачены. Низкая, почти квадратная церковь San Blas выделяется строгостью форм, она больше похожа на православный храм. Она знаменита своим великолепным амвоном, вырезанным из массива кедра (конец XVII в.), который считается лучшим примером работы по дереву за всю колониальную историю Америки.
Обогнув Собор слева и поднявшись немного вверх, можно оказаться на улочке с необычным для этих мест названием Швеция (исп. Suecia), которая выводит к самой высоко расположенной церкви города, San Cristobal. Эта церковь замечательна тем, что возвел ее в начальные годы Конкисты обратившийся в христианство касик (вождь) Кристобаль Паульо (исп. Cacique Cristоbal Paullo), в знак приверженности новой вере.
Далее простирается заповедный парк Саксайуаман (исп. Parque Sacsayhuaman). Еще выше на холме, за парком, возвышается колоссальная беломраморная статуя Христа Спасителя (исп. Cristo Blanco), который раскинул руки, словно желая охватить в объятия древний город.
Пройдя мимо храма Компаньа-де-Хесус по улице Санта-Клара (исп. Сalle de Santa Сlara), сквозь порядком обветшалую одноименную ажурную арку, Вы попадете в совершенно иную обстановку, отличную от чинной, контролируемой «туристической» части города. В Санта-Кларе кишит человеческий муравейник, люди озабочены своими делами, они куда-то спешат, бегут, вскакивая на ходу в видавшие виды автобусы, здесь же, на обочине, перекусывают и т.п.
В Санта-Клара также достаточно архитектурных достопримечательностей: одноименная церковь, с которой улица начинается, и церковь Сан-Педро (исп. Iglesia de San Pedro), в которую улица упирается. Но главной достопримечательностью этого района города считается рынок (исп. Mercado Central de San Pedro).
Чтобы увидеть всевозможные национальные типы этого региона, все национальные одеяния, чтобы узнать и попробовать, чем предпочитают питаться современные кечуа, стоит пойти на этот рынок. Тут, конечно, далеко не шикарно, все неимоверно тесно и скученно, товары разложены прямо на полу, в нос ударяют пронзительные запахи приправ и солений. Тут продают морских свинок (основу одного из самых изысканных блюд перуанской кухни), повсюду расставлены тазы с лягушками — тоже излюбленным лакомством местных жителей.
При виде возвышающихся гор сдобных хлебов, выпеченных в форме храмов, ангелов, коней, тотемных масок, конкистадоров, туристы просто немеют от восторга. А фрукты, овощи, зерновые – здесь можно найти все! Но главный бренд Куско— альпака, вернее, ее превосходная, исключительно тонкая, нежная и теплая шерсть. Этих парнокопытных животных в провинции Куско видимо-невидимо.
А главный промысел жителей — изделия, вязанные из шерсти альпака. Их так много, что просто диву даешься, как много шерсти способно давать это уникальное животное! Из альпаки вяжут традиционные пончо, чоло (Cholo — пуловеры с капюшоном), чулио (островерхие, длинноухие кечуанские шапочки), куртки-накидки, шарфы, перчатки, носки и много чего другого.
Еще один местный культовый товар — это, безусловно, кока. Представить себе утро в Куско без чая из коки просто невозможно — в условиях разряженного воздуха высокогорья лучшего успокоительного напитка на свете не существует!
Для любознательных туристов в Куско есть, чем заняться, город славится обилием необычных музеев, к одним из таких относится Музей Коки (исп. Museo de la Coca). Как во времена Империи Инков лист коки имел громадное значение, так до сих пор он продолжает оставаться важной составляющей андской культуры. В этом музее можно познакомиться с историей и назначением коки, способами приготовления и мн. др.
Перу является известным производителем какао-бобов. В Музее шоколада (исп. Choco Museo) посетителям расскажут о тонкостях производства шоколада, предложат продегустировать различные виды продукции, проведут мастер-классы по приготовлению шоколада, а также организуют ознакомительные экскурсии на какао-бобовые плантации.
Заслуживает посещения замечательный планетарий Куско.
Звезды всегда играли большую роль в эволюции великих цивилизаций, Инкская Империя не была исключением. Высота, на которой расположен город, приближает его к Богам. Планетарий Куско организует увлекательные выездные вечерние экскурсии к месту, откуда можно полюбоваться звездами. Специалисты расскажут много интересного о древней астрономии Инков, об основных созвездиях, о том, как жизнь людей была связана с движением небесных тел и др.
В окрестностях города можно увидеть полновесные свидетельства многовековой истории страны. Чуть выехав за пределы города, тут же попадаешь в заповедный парк Саксайуаман. Расположенный на горе, в эпоху инков парк был частью Куско. Если сам город был спроектирован в виде силуэта пумы, то ее головой служил «Saqsaywaman». Долгое время историки считали, что здесь располагалось военное укрепление. Современные же исследователи выдвинули версию, что это был элитный жилой район с домами богатой знати, площадями и храмами.
Здесь сохранились значительные остатки инкского форта, стены которого сложены в виде зигзагов. В переводе с языка кечуа название крепости означает «Гордый сокол». Массивные камни кладки весят по 40—50 тн, а одна из глыб (высота 9 м., ширина – 4 тн, вес — 125 тн) является самым большим «историческим» камнем в Южной Америке. Когда испанцы разоряли Саксайуаман, они просто сбрасывали вниз камни, в долину Куско, где из них строили свои здания. К слову, Инки, не знавшие колеса, не ведали и раствора, так что все их грандиозные сооружения держались исключительно благодаря «ювелирной» подгонке одного громадного камня к другому.
«Sacsayhuaman» и поныне считается национальной гордостью кечуа.
Проехав еще около 6 км. по направлению к Священной Долине, можно увидеть храм Кенко (исп. Kenko), выдолбленный в скале в форме лабиринта (название с кечуа означает «спираль, лабиринт»).
Сегодня по лабиринту уже не пройти, он давно завален камнями. Можно только, протиснувшись к самому входу, увидеть ниши в стене, где хоронили мумии, и вытесанную в форме стола огромную глыбу: здесь инки совершали жертвоприношения. Есть свидетельства, что Кенко служил медицинским центром империи Инков. Кроме того, здесь же жили девственницы, посвященные Солнцу, которых периодически навещал Верховный Инка (по-видимому, для душеспасительных бесед).
Проехав еще несколько км. вперед, увидите остатки Пука-Пукары (кеч. Puka Pukara — «Красная крепость»), являющейся когда-то частью городской оборонительной системы. В случае опасности, в Саксайуаман передавались сигналы тревоги с одной из ее башен. В Пука-Пукару, в свою очередь, сигнал поступал из Тамбомачая, расположенного в нескольких км. к северо-востоку. Вот такая продуманная коммуникационная система!
Тамбомачай (кеч. Tambomachay) служил как укреплением, так и «местом отдыха», с языка кечуа его название так и переводится. Тут был построен “водный курорт” для Верховного Инки, возведен храм, посвященный Воде: по сей день здесь бьют кристально чистые источники влаги, которую инки считали священной. Они верили, что совершив в них омовение, можно было навсегда остаться молодым. Сегодня, увы, купаться в Тамбомачае запрещено. Неподалеку от источников с «живой водой» постоянно сидит специальный человек и следит, чтобы запрет не нарушался.
Примерно в 30 км. на юго-востоке от Куско находятся руины Пикильякта (кеч. Pikillaqta — «Город блох»). Скорее всего, это название является шуточным, намекающим на небольшие размеры этого места, в смысле — «крошечный город». Тем не менее, Пикильякта являлся очень важным культурно-административным центром доинкской культуры Вари (кеч. Wari; VI — IX вв н.э.), где жили правители, священники, крестьяне и ремесленники.
Еще долго можно перечислять поразительные достопримечательности «Пупа Земли», но аксиому, что «лучше один раз увидеть» пока никто не отменял.