Загадочная культура Инков в Перу не перестает удивлять исследователей и заинтриговывать любознательных туристов со всего мира. В стране имеется множество археологических достопримечательностей, среди которых заметное место занимает Кенко – древний комплекс, расположенный в Священной долине Инков.
Кенко (исп. Qenqo, кечуа Q’inqu) — археологический памятник на юге центральной части Перу, расположенный к северо-востоку от центра города Куско (исп. Cuzco, кечуа Qosqo), на горе Сокорро (исп. Socorro). Находящийся на высоте 3,5 км над у/м), он занимает территорию свыше 3500 м². Важный церемониально-научный центр эпохи Инков находится на дороге из Саксайуамана (исп. Sacsayhuaman) в Писак (исп. Pisac). Предполагается, что комплекс сооружений построен примерно в 1500 г., то есть в эпоху наибольшего расцвета Великой империи, и был одним из наиболее важных инкских святилищ. Однако, многие факторы убеждают, что до прихода испанцев Инки были просто последними, кто использовал это сакральное место.
Святилище находится буквально в 6-х км от центральной площади Куско, практически, археологический памятник входит в состав бывшей инкской столицы. Чтобы попасть туда, нужно подняться на гору, возвышающуюся прямо над городом. Можно поехать на такси или пройтись пешком.
Оригинальное название, которое древний архитектурный комплекс носил до вторжения испанцев, неизвестно. Конкистадоры обозначили его словом на языке кечуа, которое означает «лабиринт», «зигзаг», «раковина» или «спираль». Такое название возникло, вероятно, из-за подземных галерей и каналов в форме зигзагов, выбитых в скальных породах.
Исторический памятник интересен своей архитектурой, типичной для цивилизации Инков. Он построен, точнее, высечен в известняковой скале в форме полукруглого амфитеатра и представляет собой комплекс из 4-х Храмов, компактно расположенных на пологом горном склоне. Вся поверхность скалы изрезана ступенями, нишами, углублениями, многочисленными лабиринтообразными подземными галереями и небольшими зигзагообразными каналами, которые располагаются хаотично, безо всякой видимой логики.
Комплекс условно подразделяется на 2 археологических участка: Эль-Гранде (исп. El Grande) и Эль-Чико (исп. El Chico).
Центральное место среди древних святилищ занимает так наз. «Qenqo Grande». Очевидно, что этот Храм использовался Инками, т.к. оградительная стенка из обработанных блоков — явно инкская. Перед Храмом, в самом центре «амфитеатра» на отдельной площадке расположен прямоугольный пьедестал, на который водружен огромный необработанный монолит высотой 6 м, так называемый «Камень Пумы». Хотя, сидящую пуму он, конечно, напоминает весьма и весьма отдаленно.
Пройдя внутрь, посетители попадают в запутанные узкие коридоры и проходы, куда не проникает ни единого луча света. Стены украшены изображениями священных для индейцев животных: пумы, кондора и змеи. Считается, что эти животные символизируют 3 уровня мироздания — подземный мир (ад), реальную жизнь и небеса (рай). Изображения были сильно повреждены в эпоху конкисты, когда католические монахи боролись в Новом Свете с идолопоклонством.
Тройственность макрокосма отражена также в форме Чаканы (исп. Chacana) или андского креста (ступенчатый крест) — символа гармонии мира, изображенного на камне рядом с Храмом.
Здесь есть еще несколько небольших построек, сложенных из загадочным способом обработанных камней.
«Qenqo Chico», расположенный рядом, реже посещают туристы, хотя он по-своему очень примечателен. Во-первых, этот скальный Храм — единственный из известных в Перу, имеющий кладку из гигантских монолитных блоков, достигающих в высоту 3-х м. Кладка аналогична той, что встречается в Саксайуамане. На 3-х других Храмах этого нет. В каких целях она была сделана? Явно, не для того, чтобы удержать от разрушения саму скалу. Вряд ли это было сделано в оборонительных целях, ведь соседний участок (Эль-Гранде) открыт со всех сторон.
Как у большинства инкских сооружений, предназначение древнего святилища доподлинно не известно. Единого мнения о назначении архитектурного комплекса у специалистов нет, но существует множество гипотез, выдвинутых по этому поводу.
Археологи предполагают, что это был ритуальный центр, одна из важнейших святынь в инкской империи, которая использовался для проведения религиозных церемоний. Существует гипотеза, что во времена Инков здесь проводились обряды жертвоприношения и изготавливались мумии.
Существует и такая версия, что в Кенко жили девственницы, «Невесты Солнца», которых приносили в жертву Инти (кечуа Inti – «Солнце»).
То протискиваясь в узкие проходы, то выходя на открытые площадки, можно дойти до грота, в котором находится каменный стол, который имеет характерные зигзагообразные углубления для стока крови. На огромном столе совершали жертвоприношения, а возможно, делали медицинские операции. Ученые предполагают, что Храм мог служить Инкам своего рода «медицинским центром».
На поверхностях внутренних стен помещения начертаны древние сакральные символы, а в толщах стен имеются углубления и ниши для хранения мумий.
Перед условным входом в Храм есть небольшая ровная площадка, обнесенная каменной стеной с расставленными вдоль нее каменными скамьями.
Последователи теории «научно-исследовательской лаборатории» или «операционной» называют эту площадку «приемным покоем». А многочисленные кости лягушек и каких-то других мелких животных, найденные археологами, также могут означать, что святилище служило Инкам для проведения медицинских опытов.
Некоторые исследователи считают, что комплекс представляет собой руины древней астрономической обсерватории. На полукруглой площадке, огороженной каменной кладкой, вертикально установлен кусок скалы, который напоминает солнечные часы или календарь. Одно мы знаем точно: ежегодно ровно 21 июня солнечный луч попадает в аккурат на верхушку этого монолита.
Самая интересная альтернативная версия утверждает, что тут мог располагаться бункер с командным пунктом, а на массивном каменном «столе» и в нишах располагались разные приборы. Так как до Куско – бывшей столицы Великой империи отсюда рукой подать, то Кенко вполне мог быть «космодромом» местного значения.
Внутри Храма путешественникам предстоит странствие по узким проходам, запутанным коридорам и пещерам, куда не проникает ни один луч солнца. Замысловатый лабиринт занимает значительную часть комплекса.
Резюмируя, можно сказать, что по поводу первоначального назначения археологической достопримечательности Кенко ученые выдвинули целый ряд версий: комплекс мог быть религиозно-церемониальным центром, обсерваторией, либо Храмом медицинской науки. Возможно, он сочетал в себе все эти функции или имел для Инков совершенно другое значение, о котором мы даже не догадываемся!