Территория современного Перу – колыбель великой цивилизации Инков, которые поклонялись Солнцу. Согласно преданиям, Куско, столица империи, был выстроен из золота, символизирующего Солнце. А над городом величественно возвышалась крепость Саксайуаман.
Саксайуаман (кеч. Saksaywaman; исп. Sacsayhuaman) — храмово-крепостной монументальный комплекс, военный и религиозный центр империи Инков, расположенный на вершине одноименной горы (3500 м над у/м) в южноамериканских Андах, на юго-западе Перу, рядом с городом Куско (исп. Cuzco) — бывшей инкской столицей.
Историки считают, что цитадель была создана Инками для защиты столицы своего государства, хотя некоторые историки отрицают крепостное предназначение архитектурного комплекса, который занимает более 3 тыс. Га и включает в себя самые разные сооружения.
В 1983 г. комплекс, как часть г. Куско, был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Истоки труднопроизносимого названия «Саксайуаман» доподлинно неизвестно. В различных диалектах его переводят как «Пестрый ястреб», «Мраморная голова», «Королевский орел». На языке кечуа «Saksaywaman» буквально означает «Сытый ястреб», «Гордый сокол», а также… «Хищная птица серого цвета».
Согласно сегодняшним представлениям, Инки пришли в долину Куско и основали здесь свою столицу примерно в 1200 г. н.э. Хотя, археологические исследования подтверждают, что за столетия до их прихода эта плодородная местность уже была густо заселена.
Империя Инков, охватившая своей властью большую часть запада южноамериканского континента, просуществовала менее 100 лет. До восшествия на трон 9-го Инки, Пачакутек Юпанки (1438-1471), государство Куско являлось лишь одним из многих и не самым крупным образованием в Андах. Инкам приходилось вести постоянные войны со своими соседями.
Испанские конкистадоры, захватив в 1534 г. Куско, поставили на инкский престол Манко Юпанки, сына последнего Великого Инки, Уайна Капака. Однако, уже в 1536 г. Манко-II поднял восстание против испанских завоевателей. Огромная индейская армия численностью от 100 до 200 тыс. человек осадила Куско и заняла холм Саксайуаман, начав с его вершины обстреливать зажигательными снарядами город, в котором укрылись испанцы.
Конкистадоры предприняли контратаку, и на вторые сутки во время ночной вылазки с помощью деревянных штурмовых лестниц захватили гору. Кстати, при одном из штурмов был убит Хуан Писарро (исп. Juan Pizarro) — испанский конкистадор, один из братьев знаменитого Франсиско Писарро, завоевателей Перу.
После подавления восстания 1536 г. испанцы превратили крепость в каменоломню – они начали разборку построек Саксайуамана. Великолепно обработанные каменные блоки пошли на строительство соборов и жилых зданий центральной части колониального Куско. Уже в наше время пустоты в главных стенах архитектурного ансамбля заложили мелкими камнями.
В настоящее время ежегодно 24 июня в Саксайуамане проходит фестиваль «Inti Raymi» («Праздник Солнца» в честь бога Инти) — праздник зимнего солнцестояния, привлекающий тысячи жителей южноамериканских стран и иностранных туристов.
Согласно преданиям, строительство Куско при Инках началось именно у подножия горы Саксайуаман, а грандиозный архитектурный ансамбль был воздвигнут «сыном Солнца и Луны» — первым Инкой, основателем государства Инков, Манко Капаком (кечуа Manqu Qhapaq; ок.1200-1230).
По официальной версии, строительство Саксайуамана начал 10-й Инка — Тупак Юпанки (кечуа Tupaq Inka Yupanki; правитель Империи Инков в 1471-1493 гг.) или его отец, Пачакутек Юпанки (кечуа Pachakutiq Yupanki; 9-й правитель Империи, 1438-1471); работы продолжались более 50 лет и закончилось во времена Уайна Капака (кечуа Wayna Qhapaq; 11-й правитель Империи Инков, 1493-1525). Хотя, полностью завершить строительство не удалось из-за гражданских войн, охвативших страну, и завоевания империи Инков испанскими конкистадорами.
Есть и такое предположение, что крепость была построена доинкской культурой Кильке (кечуа Killke) в 900-1200 гг. н.э. — в окрестностях Саксайуамана обнаружены строения этого периода.
Первый перуанский писатель, историк и философ Инка Гарсиласо де Ла Вега (исп. Inca Garcilaso de la Vega; 1539-1616) писал так:
«На пологой части горного склона, где враги могли проникнуть в крепость, одну за другой построили 3 стены … Первая стена, которая поражает величиной составляющих ее каменных глыб, демонстрировала мощь власти Инков. …Глазам не верится, что из таких камней можно что-то строить!»
Крепость стоит на высоком холме, на склонах которого начинаются строения самого Куско. Из крепости открывается панорамный вид на окрестности, в т.ч. на столицу империи, которую Саксайуаман и предназначен был охранять.
Со стороны города у крепости имеется только одна стена, сложенная из хорошо обработанных камней одинакового размера — благодаря крутизне склона, здесь не требовалось серьезного укрепления. На противоположном, более пологом склоне, из серого известняка возведены 3 зубчатые крепостные стены, расположенные одна за другой в виде террас. Первая стена – самая мощная, она сложена из самых крупных каменных блоков (высотой в 9 м, шириной — 5 м, толщиной — 4 м).
Самая длинная из стен имеет протяженность около 400 м и высоту 6 м. Стены, частично врезанные в глинистую почву холма, имеют несколько входов, которые изначально закрывались подъемными камнями.
Каждая из стен имеет свое название. Так, 1-я называется «Тиу-пунку» (Tiu Punku — «Песчаные ворота»), т.к. при ее строительстве использовался песчаник; 2-я — «Акавана Пунку», по имени главного мастера; 3-я — «Виракоча Пунку», т.е. посвящена богу Виракоча (кеч. Wiraqucha; сотворитель Мира в Андских культурах).
За тремя ярусами мощных стен покоятся развалины древних построек, обнаруженные в ходе археологических раскопок в начале 30-х гг. прошлого столетия.
Весь комплекс состоит из 33 археологических объектов. Самый главный храм Куско (посвященный андской космологии) мог находиться здесь и служить местом поклонения Inti (Солнце), Quilla (Луна), Chaska (звезды), Illapa (свет) и другим божествам.
На самой вершине холма располагался ряд зданий с окнами, направленными в сторону города, и 3 башни-крепости, сложенные из прямоугольных блоков зеленовато-серого диорит-порфирита.
Главная башня — «Мойок-Марка» (кечуа Moyock-Marca — «Круглая крепость»), диаметр основания составляет 22 м. От нее осталось 3 концентрических кольца, которые, предположительно, являлись основаниями 3-х ее ярусов. Эта башня со стенами, покрытыми золотыми и серебряными изображениями животных, птиц и растений в натуральную величину, принадлежала Верховному Инке и его окружению.
В ней имелась большая цистерна, к которой по подземным водотокам подводилась чистая вода из дальнего источника (Инки хранили в тайне, как она сюда доставлялась). Изначальная высота сооружения и его предназначение неизвестны; по одной из версий, это была водонапорная башня, по другой — «солнечные часы».
В двух меньших прямоугольных башнях, «Салья-Марка» (кечуа Salya-Marca) и «Паукар-Марка» (кечуа Paukar-Marca), находились помещения для солдат гарнизона. Воинами в крепости могли служить только Инки, а все ее службы возглавляли сыны Солнца. Подвалы башен соединялись разветвленной сетью тоннелей, служивших хранилищами для провизии и военного снаряжения. Сложная система лабиринтов соединяла все башни с тайным убежищем, где правящее семейство могло укрыться в случае опасности.
С приходом испанцев башни сразу были разрушены, дабы ими не воспользовались мятежные индейцы.
Раскопки на вершине холма продолжаются по сей день.
Помимо важного стратегического значения, комплекс играл роль крупного религиозного центра. Согласно популярной гипотезе, необычная форма зигзагообразных стен укрепления свидетельствует о том, что крепость одновременно была храмом, посвященным богу молнии.
На территорию комплекса, который считался Домом Солнца, могли входить только Инки, сыны Солнца. Всем хозяйством управляла иерархическая структура, во главе которой стоял законнорожденный Инка королевской крови.
Саксайуаман занимает более 3 тыс. Га и включает в себя самые разные сооружения, что-то из этих сооружений создали действительно Инки, что-то — более древняя цивилизация.
Руины Саксайуаман — яркий пример феноменального мастерства древних зодчих, которые оставили потомкам множество головоломок. Каждый год археологические раскопки приносят все новые находки, которые только добавляют загадок к истории архитектурного комплекса.
Самая главная загадка состоит в том, была ли крепость действительно построена Инками. Возможно, Саксайуаман был возведен некой цивилизацией, существовавшей задолго до империи Инков?
Зигзагообразные стены, окаймляющие склон холма, сложены из громадных блоков, которые доставлялись по пересеченной горной местности из удаленных каменоломен. Вес самой большой каменной глыбы достигает 350 Тн при высоте 8,5 м.
Также имеется версия, что Саксайуаман — сооружение настолько древнее, что о создателях зигзагообразных стен не ведали сами Инки. В своих хрониках де Ла Вега пишет: «…Стены построены из таких огромных камней и в таком количестве, что сразу возникает множество вопросов: как индейцы смогли вырубить эти камни, как их транспортировали, как придавали им форму и ставили друг на друга с такой точностью? …Уж не создание ли это демонов??».
Рядом со стенами Саксайуаман находится знаменитый «Трон Инки», высеченный в скале. По преданиям, здесь встречал восход солнца сам верховный Инка. Один из известнейших уфологов, швейцарский писатель и кинорежиссер Эрих фон Дэникен (нем. Erich von Däniken; 1935 г/р) в книге «Послания и знаки из Космоса» пишет: «…На расстоянии нескольких сот метров от укреплений Саксайуамана, на склоне горы покоится загадочное каменное «чудище» — тщательно обработанная цельная глыба величиной с 5-этажный дом.
На ней имеются ступени и странные углубления, все поверхности испещрены причудливыми фигурами, спиралями и отверстиями. Кроме того, глыба «стоит на голове», т. е. ступени ведут сверху вниз; углубления, напоминающие кресла, словно парят в пространстве. Даже если эта громадина была высечена, перемещена и обработана руками человека, то в каких целях? И какая титаническая сила опрокинула ее?».
Некоторые ученые предполагают, что здесь была астрономическая обсерватория Инков.
Существует целый ряд версий относительно способа создания мощных построек. Согласно одной «экзотической» гипотезе, древние строители использовали сок неизвестного растения для размягчения камня до консистенции пластилина, а потом придавали ему нужную форму. Рассказывают, что в лесах, покрывающих склоны Анд, живет маленькая птичка, которая гнездится только на отвесных скалах, в небольших круглых отверстиях.
Если допустить, что древние перуанцы действительно умели размягчать камни, это не снимает вопроса о том, каким способом огромные блоки доставлялись на место строительства.
Полковник британской армии Перси Фосетт (1867 — 1925), ведший топографические работы в Андах, обнаружил, что эти отверстия в вулканических или гранитных породах птицы проделывают сами. Присмотрев подходящую скалу, листком растения, которое она держит в клюве, птица начинает круговыми движениями тереть поверхность камня. Когда лист раскрошится, птаха приносит новый и упорно продолжает работу. После 4-5 таких «обработок», птичка принимается клевать камень, и тот…начинает крошиться. Вскоре в скале образуется круглое отверстие, в котором птица откладывает яйца и выводит птенцов.
А может, вовсе не существовало никаких многотонных каменных глыб? Некоторые участки крепостных стен состоят из местного вида известняка. Как известно, известняк является основным сырьем для получения цемента. Может быть, древние перуанцы делали цемент из измельченного известняка с определенными добавками? В этом случае не надо перетаскивать многотонные блоки, достаточно сделать опалубку нужной формы и залить в нее бетонную массу. Затем на получившийся блок установить новую опалубку. И таким образом, слой за слоем, построить стену.
В кладке нижнего яруса стен укрепления, в местах, соответствующих «остриям зубцов», поставлены самые большие камни. Строители усилили громадными монолитами «зубцы» именно в центральной части стены. Зачем? Одна из версий альтернативных историков гласит: такая форма стены способствует уменьшению воздействия на нее ударной волны, т.к. ударная волна обрушивается на боковые стороны «зубцов» под углом.
Возможно, стены Саксайуамана, принимали на себя ударную волну, возникавшую при взрыве, и существенно снижали ее воздействие.
Очередная загадка: что могло порождать ударную волну? Исследователи предположили, что это могла быть ударная волна, возникавшая при старте каких-то летательных аппаратов, поднимавшихся в воздух с открытого ровного пространства, расположенного точно напротив центральной части зигзагообразных стен комплекса, так наз. «большого бассейна». Ритуальный «бассейн» похож на затянувшуюся со временем воронку от мощного взрыва, здесь современные индейцы и сейчас проводят свои «культовые» мероприятия.
А.Ю. Скляров (1961-2016 гг.) — писатель, режиссер, путешественник, организатор исследовательских экспедиций в разные страны мира, выдвинул версию, что Саксайуаман построен высокоразвитой древней цивилизацией в качестве полигона, на котором проводились испытания какого-то оружия. Размеры воронки указывают на то, то мощность соответствующего взрыва вполне сопоставима со взрывом ядерной бомбы.
Анализируя следы разрушений древних городов в Южной Америке, в своей книге «Перу и Боливия задолго до Инков» Скляров пишет о возможном глобальном вооруженном конфликте между представителями таинственной высокоразвитой цивилизации, который в индейских легендах упоминается как «Война богов».
Но какова была эта могучая цивилизация и куда она исчезла? Легенды о битвах Богов встречаются в мифологии почти всех народов мира. Можно предположить, что тысячелетия назад на Земле существовала высокоразвитая цивилизация, владевшая технологиями, позволяющими обрабатывать, транспортировать и устанавливать гигантские блоки. Вероятно, она погибла в мировой войне, в которой применялось мощное планетарное оружие — о воздействии высоких температур свидетельствуют оплавленные камни сооружений комплекса.
В популярной литературе Саксайуаман чаще всего именуют крепостью или цитаделью. Действительно, его циклопические стены вызывают ощущение несокрушимой мощи. Однако, весьма сомнительно, чтобы стены комплекса выполняли роль защитных сооружений, т.к. они не огораживают все подступы к вершине холма.
Для крепости логичнее было бы выстроить стены по периметру всей горы. Если учесть, что рядом с Саксауаманом находится более высокий холм, то, с точки зрения военной тактики, месторасположение крепости на этой возвышенности крайне неразумно.
Возможно, здешние стены использовались в качестве своеобразного амфитеатра для великанов — жителей долины, которые сами их и построили. С 3-ярусной трибуны было удобно обозревать религиозные торжества и праздничные представления, проводимые на огромной площадке, расстилавшейся у подножия холма.
Саксайуаман — памятник могуществу Человека, монумент титаническому труду, способному совершить невозможное, мемориал фантастическому мастерству древних строителей, технические секреты которых так до конца и не поняты нами, «продвинутыми» жителями XXI века!
Эти грандиозные стены не смогли свалить самые мощные землетрясения, их не разрушили испанцы, даже время, казалось, перед ними бессильно. Но в последние годы сотрудниками археологического комплекса на некоторых участках в кладке основных стен были замечены образования крупных щелей и смещения отдельных блоков. Подобные тенденции могут привести к необратимому изменению облика важнейшего архитектурного наследия Инков. Возникшая проблема потребовала проведения исследований для установления причин разрушительных процессов в древних кладках.
Для помощи в поиске причин и методов решения данной проблемы в июле 2012 г. Министерство культуры Перу привлекло группу геофизиков. В ходе экспедиции были проведены георадарные исследования сооружений комплекса и прилегающих территорий. Исследователи собрали образцы породы блоков, формирующих стену крепости, а также образцы из карьера, где предположительно производилась заготовка блоков.
Эти работы крайне необходимы в целях выяснения причин разрушения и принятия мер, чтобы сохранить уникальный исторический памятник для потомков.