Урубамба (исп. Urubamba, кечуа Urupampa) — город на юго-востоке центральной части Перу, расположенный в Священной Долине Инков между живописными вершинами Анд; административный центр одноименной провинции близ города Куско (исп. Cusco, кечуа Qusqu).
Сейчас Урубамба, в древности бывший одним из сельскохозяйственных центров инкской империи, является крупнейшим городом в Священной долине с населением около 15 тыс. человек.
Является удобным остановочным пунктом для путешественников перед посещением близлежащих достопримечательностей, а также местом для акклиматизации к высокогорному климату Перу.
Расположенный в центре Священной долины Инков, Урубамба привлекает туристов благодаря своему расположению на относительно низкой, «комфортной» высоте (2900 м над у/м).
Город расположен на одноименной реке Урубамба (исп. Río Urubamba), одной из основных водных артерий страны (протяженностью 725 км). Священная долина впечатляет своими невероятно красивыми пейзажами с обилием удивительных растений; это край зарождения цивилизации Инков, где сегодня можно увидеть величественные Храмы, фантастические гигантские земледельческие «террасы» и живописные руины древних сооружений.
Как информируют путеводители – это всего лишь удобный остановочный пункт перед посещением близлежащих археологических памятников, а также комфортное место для акклиматизации, а в городе смотреть особо нечего.
Действительно, расположение города шикарное: в центре долины, на относительно низкой высоте, с невероятными пейзажами. Но и по самому городу интересно прогуляться. Туристам, решившим посетить Урубамбу, как правило, тут очень нравится. Городок небольшой, очень чистый, без шума и суеты мегаполиса; здесь легко и быстро можно добраться до любого места; в любой кафешке можно недорого и вкусно перекусить, а на местном рынке — купить свежайшие продукты. Но особый шарм состоит в том, что здесь отовсюду видны горы, вызывающие в душе восторг и мистический трепет!
На центральной площади, которая традиционно носит название «Площадь Оружия» (исп. Plaza de Armas), находится главный городской Храм (исп. Iglesia de Urubamba), окруженный пальмами. Церковь очень красивая снаружи и внутри, рядом разбит замечательный ухоженный парк, в котором любят прогуливаться местные жители и гости города.
Интересен музей «Museo Inkariy», богатая экспозиция которого знакомит посетителей с перуанской историей и с загадочной культурой Инков.
Настоящей городской достопримечательностью считается большой сельскохозяйственный рынок (исп. Mercado De Urubamaba) — место необычайно интересное и колоритное. Здесь можно недорого купить товары первой необходимости, посуду, изготовленную местными ремесленниками, оригинальные сувениры, а также всевозможные фрукты и овощи, очень сочные, очень свежие, одним словом, «настоящие». Тут всюду встречаются женщины в красивых перуанских нарядах, в пышных юбках и шляпах. Традиционные одежды в этих краях, конечно, не редкость, но местный рынок — это сосредоточение национального колорита.
В городе есть большой стадион, используемый для проведения футбольных матчей и спортивных мероприятий местного значения, а также для массовых культурных мероприятий, праздников и фестивалей, включая ежегодный фестиваль «El Señor de Torrechayoc». Тогда всю первую неделю июня улицы Урубамбы наполняются танцорами, музыкантами и многочисленными гостями из соседних городов. Празднества продолжаются с раннего утра до позднего вечера. Фестиваль заканчивается большим концертом на стадионе.
Урубамба расположен в Священной долине Инков, что придает ему некий мистический ореол. Покрытая снегом гора Чигун (исп. Chigun) гордо высится неподалеку от этого перуанского городка.
Отсюда можно съездить на соленые террасы, в высокогорные деревушки и в соседние города: Писак (исп. Pisac, кечуа P’isaq), Ольянтайтамбо (исп. Ollantaytambo, кечуа Ullantaytampu), Агуаскальентес (исп. Aguascalientes).
Также вблизи находится несколько важных археологических памятников, в том числе Мачу-Пикчу (кечуа Machu Pikchu), таинственный город Инков, построенный в середине XV в.
Салинас-де-Марас (исп. Salinas de Maras) – это уникальные каскадные «соляные ванны», построенное еще в эпоху Инков. Здесь из горного источника на поверхность вытекает вода с повышенным содержанием соли, которая отстаивается в 3-х тыс. резервуарах, выстроенных из камней. Раньше эти соляные копи являлись главным поставщиком соли для всей Южной Америки.
Морай (исп. Moray), расположенный на высоте 3500 м над у/м, славится круглыми аграрными террасами, сооруженными Инками для сельскохозяйственных экспериментов.
Из Урубамбы, где хорошо развит эко-туризм, путешественники могут отправиться в пеший поход или на велосипедную экскурсию в горы, а также покататься на лошадях, полетать на параплане или воздушном шаре.
Из-за близости ко многим археологическим достопримечательностям эпохи цивилизации Инков, в городе имеется большой автобусный парк и хорошо развита служба такси.
Аэропорта здесь нет — сюда не добраться на самолете — прямые рейсы в Урубамбу не выполняются.
Ближайший аэропорт находится в 38 км от центра города, это Международный аэропорт им. Алехандро Веласко Астете (исп. Cuzco Alejandro Velasco Astete aeropuerto), расположенный в черте Куско. Аэропорт обслуживает местные авиаперевозки и некоторые международные рейсы.
Урубамба (кечуа Urupampa или Uru panpa) на языке кечуа означает «Равнина пауков». Почему? Быть может, в долине реки раньше (а, может, и сейчас?) обитало много членистоногих. Кстати, биологи утверждают, что пауки являются «старожилами» нашей планеты — старейшим окаменевшим паукам насчитывается несколько млн. лет.
А вот г-н Колтыпин А.В. — кандидат геолого-минералогических наук, автор серии книг «Коллекция тайн и загадок», автор теории о происхождении богов и людей, президент Общества по изучению тайн и загадок Земли, который в течение 20 последних лет собирал, анализировал и систематизировал научные данные по вопросам исследования Непознанного – выдвигает свою интересную версию.
Ученый констатирует, что легенды о происхождении людей у индейских народов, входивших в состав Инкской империи и предшествовавших ей государств, весьма противоречивы. С одной стороны, они говорят, что их пращуры вышли на поверхность из-под земли, где они укрывались от потопа, покрывавшего всю территорию Южной Америки. С другой стороны, многие предания гласят, что создателем «новых людей» был бог Виракоча (кечуа Wiraqucha), который во «времена мрака» появился в районе озера Титикака (исп. Titicaca, кечуа Titiqaqa, айм. Titiqaqa).
А кем тогда были «старые», «допотопные» люди? По мнению Колтыпина, некоторую подсказку на этот счет могут дать находки, сделанные в 1988 г. в ходе археологических раскопок на северном побережье Перу. Тогда в древнейшей гробнице «старого правителя» народа Мочика (примерно 100 г. н.э.) было обнаружено ожерелье из 10 медных «тарелок», разложенных на груди вождя. Верхняя сторона каждой тарелки покрыта сеткой, выполненной в виде паутины, к которой сверху прикреплен золотой паук. На брюхе у каждого паука — изображение лица правителя. Каждый паук имеет по 8 ног и по 2 антеннообразных отростка, которых у настоящих членистоногих нет.
Ученый выдвигает версию, что находки могут быть связаны с «многорукими существами», обитавшими на планете как минимум до последнего потопа (12 тыс. лет назад); возможно, «тарелки» являются передававшимися из поколения в поколение реликвиями, которые отражают истинный облик далеких предков. Если это действительно так, то часть «старых людей», переживших потоп и тьму в подземных убежищах, могли быть многорукими, многоголовыми и проч. «иными» существами.