Морай (исп. Moray) — город в Перу, расположенный в Священной долине Инков (исп. El Valle Sagrado de los Incas), примерно в 50 км к северо-западу от Куско (исп. Cuzco; кечуа Qosqo) и в 7 км западнее города Марас (исп. Maras).
Этот район славится крупным археологическим комплексом времен Инков, находящимся на высоте 3500 м над у/м. Гигантские террасы Морай — одно из самых загадочных и удивительных мест на планете.
Гигантские концентрические платформы Морая — одно из самых важных и интересных мест в Священной долине Инков, про которое долгое время не было широко известно.
Жители соседних деревень спокойно выращивали на террасах урожай, пока в 1931 г. над древним комплексом не пролетел американский летчик Джордж Джонсон (англ. George Johnson), специалист в области аэрофотосъемки, участник экспедиции по исследованию Анд. При рассматривании его фотографий и были обнаружены эти удивительные концентрические террасы.
Морай является одним из ярких примеров «земледельческих террас», на которых Инки выращивали овощные и злаковые культуры.
Террасное земледелие — расположение обрабатываемых полей на склонах холмов в виде широких ступеней. Такой земледельческий метод был распространен в Китае, Индокитае, Индонезии, Филиппинах; в Южной Америке он традиционно использовался со времен империи Инков.
Но в Морае «террасы» особенные, концентрические — таких не встречается больше нигде. Выполнены они в том же стиле и с поразительной геометрической точностью, что и все остальные инкские (или до-инкские?) сооружения. Расположенные в большой впадине, концентрические террасы напоминают древнегреческий амфитеатр.
Всего здесь 4 террасных комплекса, высота каждого уровня составляет 2–2,5 м. Самые крупные из гигантских ступеней находятся в центральной группе, они спускаются на глубину ок. 150 м, приводя к круглому основанию. Между уровнями в каждой из стен имеются довольно крутые лесенки, которые позволяют людям подниматься и спускаться от вершины до основания «амфитеатра».
Полуметровые по высоте ступени этих лестниц выглядят весьма необычно – они сделаны в виде выступающих продолговатых камней. Оригинальны и конструкции террас — они построены не на горном склоне, как обычно, а между соседними холмами в виде концентрических кругов, уходящих вниз. Поражает идеальная форма окружностей.
Еще 6 террас в виде связанных эллипсов окружают концентрический центр, и 8 террасных платформ, которые занимают часть периметра.
Присмотревшись к кладке подпорных стенок, видно, что многие ступени недавно реставрировались, камни были заменены на гладкие, взятые из русла реки. Но в основном, везде присутствует старинная кладка, сделанная более 500 лет тому назад.
Цель создания гигантских ступеней однозначно не выяснена, существует целый ряд теорий и гипотез относительно назначения концентрических террас, расположенных в «сердце» Священной долины.
Империя Инков совсем не случайно считается одной из величайших цивилизаций Древнего мира. Наследие, оставленное этим канувшим в веках миром, нам еще долго предстоит изучать, удивляясь таланту, мастерству и трудолюбию древних жителей. Террасы перуанского Морая по сей день вызывают изумление.
Самая распространенная официальная теория гласит, что комплекс круговых террас являлся при Инках своеобразной сельскохозяйственной лабораторией, где опытным путем подбирались наилучшие условия для выращивания различных культур.
Одна из самых замечательных особенностей концентрических конструкций — значительные температурные отличия, возникающие между вершиной и основанием, которые могут достигать 15°C. Глубина некоторых искусственных кратеров достигает 30 м, высота каждого уровня составляет в среднем 2 м, у них имеется особая ориентация по отношению к солнцу и ветру – все это создает большой перепад температур между верхней и нижней частью «амфитеатра».
Современные ученые обнаружили, что на каждом «этаже» — свой микроклимат, даже уровень влажности меняется от террасы к террасе. К тому же, разные уровни террас получают разное количество солнечного света и осадков. Возможно, эти сооружения использовались Инками для изучения влияния изменения климатических условий на различные зерновые и плодоовощные культуры.
Таким образом, в этих научно-исследовательских «лабораториях» можно было разрабатывать более морозоустойчивые сорта картофеля или маиса. Возможно, на этих концентрических «грядках» выращивали и скрещивали различные сорта, в дальнейшем распространяя их в широкое использование.
Анализ взятых с террас образцов показал, что плодородная почва была завезена сюда из других регионов Перу — из субтропических районов, джунглей и андских предгорий. Таким образом, древние агрономы на практике определяли, каким видам семян более пригодны те или иные условия. Затем лучшие отобранные зерна рассылались по всем сельскохозяйственным регионам империи.
Как и во многих других поселениях инкской цивилизации, в Морае существовала сложная система сельскохозяйственной ирригации. Очередная загадка: как работал дренаж для воды, текущей через акведуки. Вся система устроена настолько продуманно, что самый низкий уровень отлично дренажирует воду и никогда не затопляется, даже во время проливных дождей. Предположительно, изначально для отвода воды здесь были построены подземные каналы. Также специалисты утверждают, что основанием «кратеров» является очень пористое горное образование, которое не задерживает воду, позволяя ей сразу же уходить.
Предположительно, что задолго до открытия археологической достопримечательности священники Куско знали о «кругах» Морай. Они утверждали, что концентрические сооружения использовались Инками для проведения религиозных церемоний. Однако, ни в одних исторических хрониках об этом не упоминается.
Именно эту теорию поддерживают видный гидроинженер, писатель-путешественник Кеннет Р. Райт и его жена Рут, талантливый фотограф. В своей увлекательной книге «Морай: загадка инженерии Инков» (англ. «Moray: Inca Engineering Mystery inside»; 2011 г.) они пишут, что Морай не был экспериментальной аграрной теплицей, а являлся религиозным церемониальным центром. Авторы также утверждают, что Морай остался недостроенным, так как строительство в этом месте было прервано в 1532 г. из-за нашествия испанцев.
Возможно, возводя свои «террасы», Инки всего лишь использовали природный ландшафт, образовавшийся в результате поднятия Анд. В этих естественных углублениях когда-то шумело море, затем постепенно, по мере своего высыхания, оно оставляло на склонах характерные концентрические круги.
Довольно правдоподобная версия о назначении круговых террас Морай – календарь для определения сезонов посадки и сбора урожая. Как и в других монументальных сооружениях Инков, солнечные лучи и столбцы тени приобретают целеустремленное астрономическое значение в дни зимнего и летнего солнцестояния (22 сентября и 21 марта).
Как и в случае с археологическим комплексом Тамбомачай (исп. Tambomachay), существует альтернативная теория «инопланетного» характера о назначении террас Морай, суть которой сводится к тому, что сооружения представляют собой пиктограмму внеземных цивилизаций об объединенном Сознании человечества.
Огромная пиктограмма состоит из 2-х частей. Нижняя часть содержит 8 уменьшающихся и опускающихся концентрических окружностей; верхняя часть состоит из 8 поднимающихся вверх полуовалов в виде гигантских ступеней амфитеатра.
Предположительно, 2 уровня террас изображают 2 уровня материального мира: уровень Кристаллических Структур, где мы живем сейчас, и Высший уровень, куда человечество должно совершить Переход. Различие условий жизни на этих двух уровнях мироздания подчеркивает значительное повышение температуры (на 15°C) на верхнем уровне по сравнению с нижним.
Далее, на вертикальных стенах террас имеются наклонные выступы, сделанные из «вытянутых» из кладки прямоугольных камней. Согласно теории, каждый камень символизирует ячейку индивидуального сознания. При переходе с террасы на террасу, угол наклона линии выступающих камней изменяется на 90°: одна линия наклонена вправо, другая – влево. Таким образом, выступающие камни формируют зубчатый орнамент, обозначающий множество пар людей, объединяющих Сознание.
Такие же выступы встречаются и на других террасах, например, в «Храме 10 Ниш» в Ольянтайтамбо (исп. Ollantaytambo), в Мачу-Пикчу (кечуа Machu Pikchu) и др.
Гигантская пиктограмма Морай показывает, что формирование объединенного Сознания человечества и исчезновение тела на уровне Кристаллических структур необходимо, чтобы уйти от глобальных мировых катаклизмов, совершив Переход на другой уровень материального мира.
Подобные версии, конечно, не всеми воспринимаются всерьез, но не стоит их возмущенно сбрасывать со счетов. Как знать, мир так загадочен, удивителен и непредсказуем…