Ракчи (кечуа Raqchi) — один из наиболее значительных археологических памятников инкской эпохи в Перу, расположенный в 117 км от древней столицы империи Инков — города Куско (исп. Cusco, кечуа Qusqu), на высоте 3,5 км над у/м. Он представляет собой бывший религиозный и административный центр, предположительно построенный в XV в. на знаменитом Пути Инков.
Ракчи-Виракоча – это второе название исторической достопримечательности, которое было дано из-за находящегося здесь Храма, посвященного инкскому Богу-создателю Виракоче (исп. Viracocha, кечуа Wiraqucha).
В долине, на правом берегу священной для перуанцев реки Вильканота (исп. Rio Vilcanota) находится небольшое поселение Ракчи (около 100 домов), жители которого занимаются сельским хозяйством и торговлей. О том, что испанцы добрались до этого места, свидетельствуют типичные колониальные здания, имеющиеся в поселке.
Если бы не древний комплекс, расположенный у самого склона потухшего вулкана Кинсачата (исп. Kinsachata), деревня затерялась бы среди тысяч подобных в Перу. Сейчас поселение, еще во времена Инков ставшее центром производства керамики, привлекает туристов своими керамическими изделиями.
Сам археологический объект представляет собой древнее заброшенное поселение, состоящее из главного здания — Храма, посвященного богу Виракоча, жилых домов для священнослужителей и ряда складских помещений для продовольственных запасов.
Комплекс обнесен стеной, сложенной из вулканического туфа, в которой сделаны 2 входа, соединенные с Дорогой Инков, ведущей в древний город Мачу-Пикчу (кечуа Machu Pikchu). Вероятно, в эпоху Инков здесь находился контрольно-пропускной пункт, построенный на границе 2-х регионов.
Считается, что Храм построен в эпоху расцвета империи. Он был посвящен Великому Виракоча — одному из главных инкских божеств. Святилище представляет собой огромное прямоугольное сооружение с окнами и дверьми, укрепленное рядом колонн.
Длина Храма составляет 92 м, ширина — от 20 до 25 м, высота — 12 м.
Согласно описаниям колониальных летописцев, крышу сакрального сооружения поддерживали 22 колонны, выполненные в нижней части из тщательно обработанных и подогнанных камней, а в верхней части — из самана (композитный материал, смесь глины, песка, измельченной соломы и воды). Нижняя часть стен Храма построена в строгом полигональном стиле из андезитовых блоков, плотно подогнанных друг к другу.
Однако, поверх безупречного андезитового основания выполнена очень примитивная кладка из самана толщиной около 1 м. Основные стены покрыты тонким слоем глины в виде «андского креста», это единственное из известных сооружений инкской культуры, где встречается подобный элемент украшения.
Статуя Виракочи, стоявшая в Храме до прибытия испанцев, была распилена и увезена конкистадорами. В настоящее время можно увидеть лишь фрагменты туловища, которые хранятся в одном из музеев Куско. Голова же статуи находится в музее Мадрида.
Недалеко от храма Виракоча располагаются «кольки» (кечуа Qullqa) — складские помещения для хранения продовольствия. Сооружения круглого сечения диаметром около 10 м. были сложены из вулканического туфа, скрепленного цементным раствором, и покрыты соломенными крышами.
Климат в Ракчи позволял в течение длительного времени хранить продукты без риска порчи.
Около Ракчи находится искусственный пруд, дно которого выложено камнями; назначение водоема точно неизвестно, предположительно, во времена Инков он являлся Священной купальней.
В архитектурном комплексе имелась также система фонтанов, так называемые «Инкские бани». Как минимум, один инкский фонтан сейчас находится непосредственно в современном поселке, он выполнен в классическом стиле полигональной кладки. Этот фонтан наводит на размышления, что древний Ракчи имел гораздо больший масштаб, чем это представляется сегодня.
Схема подачи воды в фонтаны настолько сложна, что исследователям до сих пор не ясно, откуда в них поступала вода. Сложно объяснить действующую по сей день систему водоснабжения, ведь древний акведук не использует какого-либо насосного оборудования, подающего потоки воды под давлением. Его устройство, в принципе, может использовать лишь естественную силу притяжения Земли.
Конечно, Ракчи, как и все значительные археологические объекты таинственной эпохи Инков, вызывает множество вопросов, которые порождают массу общепринятых версий и альтернативных точек зрения на историю создания и назначение древнего комплекса.
Имеется официальная версия, что в Ракчи мы сталкиваемся лишь с примером «вторичного использования». То есть, Инки не имели никакого отношения ни к мегалитам, ни к основаниям стен, они проложили руки лишь к верхней, примитивной части кладки.
Точно так же, как в дальнейшем испанцы, Инки использовали руины гораздо более древних сооружений, созданных иной, необычайно высокоразвитой цивилизацией. Подобные «достройки» также можно наблюдать в Куско, Мачу-Пикчу и в других местах Священной долины Инков. Таким образом, причина различия двух ярусов во всех упомянутых случаях одна и та же – более поздние строители просто не могли сравниться с фантастическим мастерством древних.
Такая интерпретация может оказаться слишком неправдоподобной, однако, подобные точки зрения тем и хороши, что побуждают анализировать и развивать собственные умозаключения, пусть даже в корне отличающиеся от общепринятых.
Тем временем, величественный древний город Ракчи парит в облаках и молча взирает на нас с высоты Священного Холма Времени, удивляя, восхищая, заставляя задуматься…
Ракчи является относительно молодым туристическим направлением, он стал пользоваться популярностью с середины 90-х гг. ХХ в. Очевидно, поэтому туристов здесь бывает меньше, чем в других археологических центрах, как Мачу-Пикчу, Писак (исп. Pisac), Саксайуаман (исп. Sacsayhuaman).
Не каждый турист доезжает от Куско до Ракчи-Виракоча, находящемуся в 117 км, но это стоит сделать, так как, помимо интересной экскурсии по древнему археологическому комплексу, по пути можно насладиться необычайно живописными горными пейзажами.