Далеко не всем известно, что плато Наска (исп. Nasca) — не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями, получившими всемирную известность как «Линии Наска».
Пальпа (исп. Meseta de Palpa) — пустынное плато на южном побережье Перу, в 20-30 км севернее равнины Наска, испещренное тысячами аналогичных полос, линий и рисунков. Ближайшие населенные пункты — местечко Сан-Агустин (исп. San Agustín) и небольшой город Пальпа (исп. Palpa).
В отличие от плоского плато Наска, Пампа Пальпа (исп. Palpa Pampa), именно так его называют перуанцы, покрыта невысокими холмами с изрезанными склонами, переходящими в горные цепи. На части холмов имеются гигантские геоглифы, причем, возвышения с изображениями обладают почти идеально ровными вершинами, словно срезанными колоссальным ножом. Геоглифы Пальпа — одна из величайших загадок на планете. Кто, когда и зачем создал на склонах и вершинах перуанских холмов рисунки, которые можно рассмотреть только с высоты птичьего полета, человечеству до сих пор неизвестно.
На плато Пальпа находится большое количество рисунков, принадлежащих археологической культуре, расцвет которой пришелся на доинкскую эру — период между 300 г. до н. э. и 800 г. н.э. Что за цивилизация сотворила удивительные рисунки — поныне остается загадкой. Некоторые археологи приписывают эти геоглифы древней культуре Паракас — одной из древнейших андских цивилизаций, существовавшей на территории современного Перу. Люди Паракас задолго до древних египтян научились бальзамировать своих усопших. Однако, они не имели своей письменности, поэтому сведения об этой культуре крайне скудны.
Пальпийский рельеф значительно отличается от рельефа Наска: на Пальпа большинство изображений расположено на плоских вершинах невысоких холмов. Само плато по площади почти в 2 раза меньше Наска, но количество рисунков на нем гораздо больше и они намного сложнее и разнообразнее. Ученых поражают в геоглифах Пальпа следующие необъяснимые факты:
По своему типу рисунки делятся на геометрические фигуры и символические изображения, в которых улавливается сходство с людьми, животными и растениями. Подавляющую часть изображений составляют полосы и линии, которые пересекаются между собой, накладываются друг на друга или расходятся лучами. Полосы часто раздваиваются, меняют свое направление, переходят в треугольники или трапеции. Ширина некоторых полос доходит до нескольких сотен м., а длина порой достигает 20 км.
В то время, как на плато Наска обнаружен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо (30-метровый «Астронавт»), на Пальпе насчитывается около 10 антропоморфных изображений, которые разнятся между собой как по размерам, так и по стилю. Но все они расположены исключительно на склонах холмов, а не на вершинах. Человекоподобные существа имеют странные головные уборы в виде перьев и шляп, иногда их головы венчает нечто, напоминающее округлый шлем или скафандр. Кроме того, известно несколько изображений животных и птиц: различные млекопитающие, кит, касатка и птицы, похожие на кондора. Все рисунки обладают разными размерами и выполнены с необычайным мастерством.
На плато Пальпа имеется несколько уникальных рисунков, аналогов которым в мире нет. Прежде всего, это комплекс рисунков, который местные называют «Estrella» («Звезда»): центральная часть сложносоставной композиции, занимающей площадь около 1 км, представляет собой 16-лучевую звезду. Еще большую загадочность ей придают лунки, разбросанные по всему рисунку, которые, по всей видимости, обладают неким скрытым смыслом.
Аналогов столь идеально вымеренной геометрической композиции больше нигде в регионе не имеется.
Другое, не менее загадочное изображение находится всего в 1 км от «Звезды» — двойная спираль, сопряженная с волнистой линией. Местные жители называют композицию «Солнечные часы» и уверяют, что в определенные дни лучи солнца ложатся точно по основным осям изображения. В любом случае, даже неспециалисту видно, насколько этот рисунок является математически выверенным, и само наличие этого геоглифа может стать ключевым моментом в разгадке тайн Пампы Пальпа.
Рядом с «Часами» расположен целый комплекс полос и линий, которые беспорядочно (или системно?) пересекаются друг с другом. Невдалеке от рисунка находится небольшое изображение головы человека с 2-мя высокими то ли рогами, то ли перьями, а под ним — извивающаяся змея. Изображение змеи ни в Пальпе, ни в Наске больше не встречается. При этом мотив извивающегося гада типичен для древних индейских культур Перу.
Еще одно таинственное изображение — прямоугольная «Таблица» , расположенная на блюдообразной вершине холма. Таблица состоит из пересекающихся под прямым углом линий: 36 поперечных и 15 продольных. Причем, линии не являются сплошными, они состоят из мелких прямоугольных лунок — пунктиров. Удивительно, но с воздуха этот рисунок хорошо просматривается, так как вся «конструкция» блестит на солнце, будто сложена из сланцевых пород. Неподалеку расположен целый «пучок» тонких прямых линий, перекрывающих изображение человека. А поверх линий изображен круг, состоящий из 8-ми небольших квадратов. Таким образом, данный комплекс рисунков был выполнен неизвестными древними художниками как минимум в 3 приема.
Помимо странных геоглифов на Пампе Пальпа сохранились несколько древних сооружений, возможно, это остатки поселений Инков или более ранних племен, некогда населявших плато.
Несмотря на то, что территорию плато пересекает Панамериканское шоссе (исп. Carretera Panamericana) — некоторые рисунки даже попали под полотно автомагистрали — Пальпа менее исследовано, чем Наска. Более того, на сегодняшний день не существует подробных карт, отображающих всю картину расположения геоглифов в этом районе.
Изучив рельеф плато, археологи пришли к выводу, что таинственные древние творцы потратили немало энергии на то, чтобы идеально срезать вершины холмов и аккуратно удалить «обрезки»: никаких остатков этой гигантской работы здесь не видно, обломки словно испарились. К выбору «полотна» древние мастера подходили весьма избирательно: «работая» с одним холмом, при этом совершенно не трогали соседние возвышения.
Загадок добавляет и грунт плато Пальпа: На сегодняшний день существует около 200 (!) гипотез происхождения и предназначения загадочных рисунков — от астрономического календаря до посадочных полос для межпланетных кораблей. Вопросов и загадок очень много, но в одном специалисты не сомневаются: строгие геометрические фигуры несут в себе закодированную информацию.
Интересно, что вследствие отсутствия точных научных данных, версии о целях создания этих гигантских изображений зачастую принимают довольно неординарный характер. Так, некоторые американские исследователи предположили, что геоглифы создавались древним народом для контроля… над рождаемостью в неурожайные годы. То есть, местные вожди занимали все трудоспособное население строительством линий и рисунков в холмистой пустыне, чтобы у людей не оставалось ни времени, ни сил на воспроизведение потомства.
На фоне таких экстраординарных версий гипотеза об инопланетном происхождении таинственных геоглифов уже не кажется столь невероятной (ха-ха!).
Одной из самых интригующих загадок является следующий факт: колоссальный объем работ по выемке грунта, который даже трудно себе представить. Ведь только одна из полос имеет ширину в 200 м, протяженность – около 2 км, а глубина ее траншеи составляет от 30 до 40 см. А ведь таких полос и линий – несколько тысяч! Люди, трудившиеся на земляных работах, должны были испещрить все плоскогорье тропинками, однако, такие следы отсутствуют. Дело в том, что климат здесь сухой, дождей и ветров практически нет, поэтому любой оставленный на земле след может сохраняться столетиями, именно поэтому геоглифы прекрасно дожили до наших дней. Но ведь тогда непременно должны были сохраниться и следы бурной строительной деятельности, но ничего подобного вблизи рисунков не наблюдается.
Не менее загадочна и древняя технология нанесения изображений с ювелирной точностью. Линии и полосы тянутся на несколько км, будто бы совершенно игнорируя особенности рельефа. Параллельность боковых сторон канавок и строгость их ориентации не нарушаются, даже когда линия пересекает перепады рельефа или поднимается на вершину холма. Даже подобную разметку при наличии современной геодезической аппаратуры произвести крайне сложно, а осуществить весь комплекс земляных работ практически невозможно. Складывается впечатление, что для создателей геоглифов не существовало особых проблем при расчерчивании пересеченной горной местности.
Ни одна из существующих на сегодняшний день гипотез, пытающихся объяснить происхождение колоссальных геоглифов, не может дать вразумительного ответа на 3 главных вопроса: кем, каким образом и в каких целях была изрисована эта перуанская гигантская «чертежная доска». Ученым ни на йоту не удалось приблизились к разгадке этого удивительного феномена.
В настоящее время ответственность за исследование и охрану комплекса Наски и соседнего плато возложена на Перуанский Институт культуры в Лиме, у которого нет достаточных средств на проведение геологических работ. Здесь необходима долгосрочная комплексная экспедиция, способная не только провести замеры рисунков, но и осуществить масштабные археологические исследования.
В настоящее время правительство Перу закрыло доступ на плато, вполне возможно, обнаружены новые тайны загадочного и непостижимого Пампа Пальпа…