Чаранго (исп. Charango) — струнный щипковый музыкальный инструмент из семейства лютневых, который появился в Южной Америке в эпоху Конкисты. Сегодня он распространен во многих странах, преимущественно в Андском регионе, на территориях, где когда-то жили Инки (современные Боливия, Перу, Эквадор, Колумбия, Северо-западная Аргентина, северная область Чили).
Формой Чаранго напоминает миниатюрную гитару (в среднем, около 66 см в длину) с широким грифом. Инструмент обычно имеет 5 сдвоенных струн, хотя существуют и др. его формы и разновидности. Звукоизвлечение производится с помощью плектра (медиатора) — костяной, пластмассовой или металлической пластинки. Тембр инструмента по сравнению с гитарой более пронзительный, звонкий; по звучанию инструмент близок к мандолине.
Чаранго – национальный музыкальный инструмент южноамериканских индейцев. Название «Charango» переводится как «броненосец». Дело в том, что заднюю деку изначально изготавливали из панциря броненосца. Однако, сегодня в Южной Америке эти зверьки, ставшие редкими, находятся под защитой на государственном уровне, и теперь корпус-резонатор инструмента чаще всего изготавливают из цельного куска дерева. Струны раньше делались из стали, а сейчас наряду с металлом используют нейлон.
Чаранго используется как сольный и аккомпанирующий инструмент.
Существует еще несколько версий происхождения названия «charango».
Боливийцы уверены, что родом этот инструмент из департамента Потоси (исп. Departamento de Potosí), где он необычайно популярен. А термин «charango» — производное от глагола «ch’ajranku» (или «ch’aqranku») из языка Кечуа, что означает «перебирать, бренчать, тренькать».
Гитару в Новый Свет завезли испанцы в конце XV в., когда началась эпоха Великих географических открытий. Вероятно, инструмент появился в популяции Кечуа и Аймара во времена конкисты. Но в культуре андских индейцев небольшая барочная испанская гитара со временем преобразилась — стала значительно меньше. Кроме того, жители Анд стали изготавливать корпус интрумента из панциря броненосца. Согласно одной из версий, Чаранго как самостоятельный инструмент сформировался в боливийском департаменте Потоси, откуда уже в виде множества вариантов распространился по всему континенту.
Сейчас Чаранго очень популярен во всех андских регионах Южной Америки. В культуре коренных индейцев это преимущественно мужской инструмент. Мужчина берет в руки Чаранго, чтобы музыкой приворожить понравившуюся девушку. Его звуки можно услышать во время торжеств, праздничных мероприятий и этно-фестивалей. Игрок на Чаранго называется Чарангуиста (исп. Charanguista).
В 50-х годах ХХ в. звучание Чаранго получило популярность в Европе.
Сегодня поклонников музыки Инков много во всем мире. Уличные концерты музыкантов, играющих исконную музыку Анд, всегда собирают толпы слушателей в любом уголке планеты.
Броненосец – одно из самых древних, самых удивительных и загадочных млекопитающих. Только из панциря этого животного изготавливали корпус музыкального инструмента.
Среди жителей андских высокогорий существует поверье, что душа броненосца, отдавшего свой панцирь инструменту, продолжает жить в его музыке.
Люди верили, что великая миссия броненосца — хранить божественную музыку Земли и передавать ее голосом Чаранго.
Древние индейцы всегда почитали броненосца, было запрещено убивать зверька. Для изготовления инструмента горцы использовали только панцирь животного, умершего естественной смертью, чтобы в музыку Земли «не вплетался голос боли и страха». Мастера, которые обрабатывали панцирь, по его размеру, цвету и толщине могли определить, каким «голосом» будет обладать новый инструмент. Играть на Чаранго мог далеко не каждый, а только прошедший особый обряд посвящения. Тот, кого признают достойным … сами броненосцы. Со зверьками, отдавшими после смерти свои «доспехи» вечной Музыке, общался шаман. Это было долгое действо, завершающееся ритуальным танцем с бубном под мистические напевы Чаранго.
Жаль, что сегодня люди не помнят традиций своих предков и бездумно, с холодной головой и каменным сердцем, уничтожают природу. Это касается не только броненосцев. Это касается нашей планеты в целом.
Музыка Анд (Андино) – определение, объединяющее традиционные индейские, креольские, афро-креольские и образовавшиеся на их базе новые музыкальные направления. Сегодня древний инструмент американских индейцев популярен во многих странах. Безусловно, есть в мире музыки и признанные мастера игры на Чаранго.
Перуанский музыкант и композитор Федерико Таразона (исп. Federico Tarazona; г/р 1972) — основатель уникального стиля игры на Чаранго. Обладатель глубоких знаний различных стилей и традиционных приемов андийского инструмента, Таразона перенес технику классической гитары на Чаранго, что позволило ему виртуозно исполнять известные классические произведения Южной Америки и Европы. Как композитор, Федерико Таразона создал несколько концертов для Ч. с оркестром и камерной музыки, в которой отражаются традиционные андские мотивы.
Искусство игры на индейской гитаре Федерико Таразона было не раз продемонстрировано на крупнейших международных фестивалях. Творчество перуанского музыканта отмечено многими музыкальными наградами.
Лучшим исполнителем и композитором для Чаранго считается боливиец, уроженец города Потоси, Эдди Навиа (исп. Eddy Navia). C 1989 г. он руководит группой «Sukay» (основана в 1977 г.), исполняющей музыку андских регионов. Это международная гастрольная группа, впервые представившая музыку Анд во многих городах Северной Америки. Название группы произошло от древнего языка Кечуа: слово «Sukay» в переводе означает «найти землю и подготовить ее к посадке».
Известный аргентинский композитор и музыкант Хайме Торрес (исп. Jaime Torres; 1938-2018) играл в свое время креольскую мессу с Мерседес Соса (исп. Haydee Mercedes Sosa; 1935-2009) — выдающейся аргентинской певицей, известной исполнительницей фольклорной музыки.
Чилийский музыкант, виртуозный исполнитель Гастон Авила (исп. Gaston Avila) славится своими блистательными интерпретациями музыки Андино.
Чилийский исполнитель Гектор Сото (исп. Héctor Soto; г/р 1941) и канадский рок-джаз-фолк-блюз гитарист Брюс Кокверн (англ. Bruce Cockburn; г/р 1945) тоже считаются выдающимися мастерами Чаранго.
Необычайно интересная группа «Caral» (название древнего города Инков). В состав коллектива входят потомки Инков, играющие на всех народных инструментах индейцев Южной Америки, в том числе и на Чаранго.
В России инструмент Чаранго также популярен. «Kirkíncho sp.» — московская группа, образовавшаяся в 1995-1997 годах, представляет подлинную музыку Анд во всем ее многообразии. «Kirkíncho, kirkínchu» – так на языке Аймáра называется Андский броненосец; «sp.» – сокращение от латинского биологического термина, означающее «вид не определен». То ли словесный каламбур, то ли тонко завуалированный смысл… Коллектив «Kirkíncho sp.» — участник многих Международных Фестивалей современного фольклора и этнического музыкального искусства, в 2003 г. стал дипломантом Всероссийского Конкурса «Этника» в номинации «За глубокое проникновение в традицию другого народа».