Аймара (айм. Aymaranakaja, Aymara) — индейская народность, относящаяся к большой американской монголоидной расе, проживающая в Андах, на западе Южной Америки. Живут индейцы главным образом в высокогорных областях (вокруг озера Титикака) на Боливийском плато (ок. 2,3 млн чел. — 25 % населения страны); на юге Перу (ок. 1,5 млн чел. — 5,4 % населения страны); на севере Чили (ок. 55 тыс.чел.); на юге Аргентины (ок. 43 тыс.чел.) Имеются островки Аймара в тропических долинах восточных склонов Анд.
Язык — Аймара. Вероисповедание: в подавляющем большинстве католики, есть адвентисты, мормоны, пятидесятники и др.
В доинкский период Аймара были расселены до реки Вильканота (исп. Río Vilcanota) на севере, солончаков Койпаса (исп. Salar de Coipasa) и Уюни (исп. Salar de Uyuni) — на юге, и до тихоокеанского побережья — на западе.
Расцвет культуры индейцев Аймара приходится на XI — XV вв. В XIV — начале XV вв. у них появились ранние государства-вождества: Пакаха (Pacaha), Канчи (Kanchi), Лупака (Lupaka), Колья (Colla), Канна (Kanna). Наиболее значительным считалось царство Колья, располагавшееся на плато Титикака (в основном на территории современной Боливии).
Знаменитым археологическим памятником периода существования Колья является Сильюстани (исп. Sillustani), кладбище доинкской эпохи, находящееся в Перу, на берегу озера Умайо (исп. Laguna Umayo) близ города Пуно (исп. Puno). Его могилы в виде цилиндрических и прямоугольных башен из камня или сырцового кирпича, так наз. «чульпа» (Chullpa), являются семейными гробницами.
Во второй половине XV в. народ был покорен Инками, предоставившими Аймара некоторую автономию в составе своего государства. А во второй половине XVI столетия исконные земли индейцев были захвачены испанцами.
В настоящее время общая численность Аймара составляет около 4 млн человек. Большая часть народа (около 2,3 млн. человек) проживает в районе озера Титикака на западе Боливии, остальные населяют юг Перу (регионы Арекипа, Пуно, Такна, Мокегуа), север Чили и Аргентины.
Сегодня часть Аймара живут в городах, они составляют большинство шахтерского населения Боливии.
На Аймара, одном из немногих индейских языков, говорит около 3,1 млн человек. Аймара, наряду с испанским, является официальным языком Боливии. На нем также говорят в Перу, Аргентине и Чили.
Предки Аймара были создателями культуры Тиауанако. После испанского завоевания, несмотря на тяжелый гнет и дискриминацию, народ сохранил свой язык и в значительной степени свою культуру. В ряде районов сохранилась традиционная структура общины, возглавляемой старейшиной.
Индейцы Аймара живут в очень непростых природных условиях: каменистое плоскогорье, лишенное деревьев, поросшее жесткой травой и редким кустарником, не слишком гостеприимно. Большую часть года стоят морозы с частыми снегопадами, хотя из-за резких ветров снежный покров на земле не задерживается.
Сезон дождей очень короток, в остальное время года дожди почти совсем не выпадают, обитатели высокогорья страдают от недостатка влаги и топлива. Интересно, что по древним обычаям Аймара, в качестве первого подарка жених вручает невесте вязанку хвороста, которая здесь намного ценнее букета цветов.
Тем не менее, в этих суровых природных условиях на плоскогорье Аймара издревле освоили пашенное земледелие и животноводство.
Также к традиционным промыслам относятся рыболовство и ремесла.
Главное занятие Аймара — орошаемое пашенное земледелие. К основным возделываемым культурам относятся: клубнеплоды (картофель, ока, ульюко), зерновые (киноа, ячмень, кукуруза), овощи (лук), тыква, бобовые. Часть Аймара, живущих в городах, занята на промышленных предприятиях (преимущественно, горнорудных), но продолжает заниматься сельским хозяйством на окрестных полях.
Индейцы давно выработали свои приемы земледелия, адаптированные к особенностям почвы и климата. По склонам гор и холмов они роют канавы и от них отводят ответвления на поля. В дождливый сезон все канавы открыты, и вода потоками устремляется на делянки. В сухой период вода на участки пускается поочередно.
Небывалого развития у Аймара достигла культура картофеля, который занимает основное место в питании индейцев.Советский ботаник, селекционер Сергей Михайлович Букасов (1891-1983), который составил карту распространения разновидностей картофеля, выращиваемого южноамериканскими индейцами, установил, что центр, где произрастает наибольшее количество видов, точно совпадает с ареалом расселения Аймара, куда входит и бассейн озера Титикака. Индейцы выращивают картофель на высоте 3500—4200 м над у/м, практически у линии вечных снегов.
Также крестьяне Аймара издавна занимаются выращиванием коки, листья которой они испокон веков жевали, использовали в народной медицине и в качестве жертвоприношений солнечному богу Инти (айм. Inti — «Солнце») и Пачамаме (айм. Pachamama) — богине Земли.
В хозяйстве горных Аймара значительное место занимает разведение лам. Животные служат для перевозки грузов; шерсть ламы идет на ткань для одежды, на изготовление мешков и веревок. Жир служит средством освещения и лекарством; мех — одеялом, подстилкой, плащом; кожа идет на сапоги, сандалии, ремни, пояса и др.; из кости изготавливают музыкальные инструменты, части ткацких станов, рукоятки с/х орудий; из жил — струны для музыкальных инструментов.
Индейцы разводят также альпака и овец.
Большим подспорьем у Аймара служит рыболовство. Индейцы пользуются разнообразными рыболовными снастями: из веревок, скрученных из шерсти лам, плетут сети; поплавки делаются из тростника, грузила — из просверленных камней.
Кроме ловли сетями, рыбу также колют острогами с 4-я зубцами, деревянными или железными. Удочек с крючками Аймара не применяют.
К традиционным ремеслам индейцев относятся изготовление тростниковых лодок и особых плотов с мачтами, парусами и крытыми постройками (уампу); прядение, ткачество, кузнечное дело, плетение, вязание; производство расписной лепной керамики; обработка золота, серебра и меди.
Для своего потребления глиняные миски, горшки, очаги и светильники Аймара изготавливают формованием, без гончарного круга. В каждой общине существуют свои излюбленные сочетания тонов и традиционные орнаменты. Гончарством занимаются мужчины, кроме посуды и домашней утвари они лепят статуэтки людей и животных.
По сей день, несмотря на наличие фабричной одежды, домотканая шерсть занимает значительное место в хозяйстве индейцев. Прядут и ткут мужчины и женщины; мужчины традиционно ткут на педальном станке, заимствованном у испанцев, а женщины — на примитивном горизонтальном.
Искусны Аймара в плетении сетей, циновок, корзин. Из шерсти ламы и альпаки женщины вяжут всевозможные яркие изделия: национальные головные уборы, рубашки, пончо, пояса, сумки, кисеты, кошельки и др.
С древних времен была освоена добыча и обработка золота, серебра, меди. Они изготовляют украшения из серебра: броши для шалей, всевозможные подвески, кольца, браслеты, пояса. Из железа куют мотыги, серпы и зубья для острог.
Основная масса Аймара до сих пор живет в разбросанных на больших пространствах небольших селениях. Но есть и исключения, например, почти все жители города Колья (исп. Colla) – индейцы Аймара. В некоторых районах индейцы живут в небольших городках, но имеют хижины среди полей, куда на время с/х работ они переселяются.
Современные поселения традиционно имеют в центре рыночную площадь, на которой устраиваются народные собрания и празднества. Улицы обычно очень узкие, дома выходят на них глухими стенами.
Типы их жилищ варьируются в зависимости от района проживания и местных строительных материалов. Наиболее часто встречается прямоугольный дом с двускатной или пирамидальной крышей. По озерным и речным берегам сооружаются хижины из дерновых блоков или из тростниковых циновок.
В горах возводят дома из камней, скрепленных глиной,или из сырцового кирпича. Пол обычно земляной, ничем не покрытый. В домах нет ни окон, ни дымоходов; очаг отапливает жилище «по-черному». Дверь, всегда расположенная на восточной стороне, представляет собой деревянную раму, обтянутую кожей или тканым полотном, реже — циновкой.
Вдоль стен устроены каменные лежанки, покрытые мехом ламы или циновками; одеялами служат тканые шерстяные полотнища. Небольшой глиняный очаг имеет отверстие наверху для установки горшков и отверстие сбоку — для подкладывания топлива.
Традиционная одежда индейских женщин — широкая блуза, несколько сборчатых юбок, яркая шаль, скрепленная на груди; мужская одежда — короткие штаны, туникообразная рубаха, жилет или пончо. Раньше все изготовлялось из домотканой шерсти лам и альпак, современные Аймара покупают также готовую фабричные одежду.
И у всех обязательно имеются головные уборы, летом — соломенные шляпы, а зимой — фетровые. Еще мужчины носят конические вязаные шапочки с наушниками – лючо (Lyucho).
Мужчины носят кожаные сандалии, а женщины круглый год ходят босыми, даже в морозы. Одежда малышей ограничивается вязаными из шерсти рубашкой и шапочкой-горро («Gorro»).
Аймара, которые свято сохраняют древние обычаи и традиции, по католическим праздникам обряжаются в маски, головные уборы из перьев, шкуры животных; женщины щеголяют в длинных и широких сборчатых юбках, пестрых шалях и серебряных украшениях.