Пачамама или Пача Мама (кечуа Pachamama) — тотемная богиня в мифологии большинства доколумбовых цивилизаций Андского региона. Одна из самых важных и глубоко почитаемых инками божеств, Мать-Земля.
В культуре великой Империи Инков Пачамама являлась покровительницей не только земли и плодородия, но и практически всего духовного и нематериального, что существует в земной жизни. Она была той, благодаря кому созревают плоды и размножается скот; той, кто вызывает морозы, засухи и ливни; той, кто приносит удачу в охоте и собирательстве. Она являлась божеством, всегда присутствующим в повседневной жизни людей. Той, к кому они обращались каждый день, будь то мольбы о защите от злых духов, о прощении за какую-либо провинность или просьбы об урожайном годе.
Андские цивилизации — культуры, существовавшие в период с IV-III вв. до н/э — XV в. н/э. на территории Андского региона (современные территории Перу и Боливии, а также частично территории Эквадора, Чили и Аргентины) до открытия европейцами Нового Света и прихода в регион испанских конкистадоров.
Термин «Пачамама» является объединением двух слов: «Pacha» и «Mama», которые с языка кечуа переводятся, как «Вселенная, Пространство или Время» и «Мать» соответственно.
Одна из легенд гласит, что Пачамама является дочерью верховного бога и владыки Вселенной — Виракоча (кечуа Wiraqucha) и Мамы Коча (Mama Cocha; Богиня воды), а также родной сестрой таких божеств, как Инти (Inti; Бог Солнца) и Мама Кильа (Mama Killa; Богиня Луны).
В своих рассказах индейцы описывают Пачамаму совершенно по-разному. Кто-то представляет ее юной красавицей, полной жизненных сил.
А кто-то видит ее пожилой женщиной маленького роста, с непропорционально большими ногами и головой [по отношению к телу]. Иногда на голове у нее одета шляпа, а с плеч свисают тонкие индейские косы. В руках она держит змею, служащую ей в качестве своеобразного лассо. На многих изображениях Пачамама сидит на корточках. Часто возле нее стоят кожаные тюки, полные золота и серебра. Иногда рядом с ней сидит или лежит отважный ягуар (по другим версиям — броненосец или пес).
Пачамама живет на одной из горных вершин, покрытых белой шапкой снега. Говорят, что на этой вершине есть озеро, посреди которого находится остров, где живет бык с золотыми рогами. Когда он ревет и стучит копытами, все небо тотчас покрывается грозовыми тучами и изо рта быка начинают извергаться грохочущий гром и сверкающие молнии.
Пачамама была крайне почитаемой Богиней, которую древние индейцы Анд очень боялись и безмерно уважали.
Однако, стоит отметить, что образ Пачамамы имел и негативную сторону. Многие летописи указывают на то, что она часто была ревнивой, голодной и злопамятной богиней. Древние индейцы искренне верили, что, если Пачамама гневалась на какой-либо людской проступок, на землю немедленно обрушивались засуха, наводнения или болезни. Поля становились неурожайными, скотина дохла, во всех своих начинаниях люди начинали терпеть неудачи. Именно по этой причине инки всеми способами пытались ее задобрить. Подкупить ее благоговение!
Таким образом культура и быт инков выражали великую преданность Пачамаме, регулярно «ублажая» ее различными подношениями. Церемония подношения Пачамаме, как правило, заключалось в «подкормке» земли, когда индейцы складывали в неглубоко вырытых рвах всевозможные дары и угощения: сброженные напитки, листья коки, табак, высушенные зародыши лам, морские раковины и многое другое.
Альтернативой вышеописанной церемонии служило сооружение так называемых «Апачет» (кечуа apachita) или «Илий» (кечуа illa), которые представляли собой конические горки из камней или бревен соответственно. Они возводились в качестве своеобразных памятников Пачамаме и имели настоящую священную ценность. Проходя мимо таких горок, люди обязательно клали возле них все те же дары и угощения, задабривая свою могущественную и своенравную Богиню.
В наши дни коренные жители Анд по-прежнему преклоняются перед Матерью-Землей. Каждый год 1 августа в странах Андского региона люди отмечают праздник Пачамамы. В Боливии этот день календаря даже получил государственную поддержку. С 2009 г. он считается там официальным праздником, символизирующим единение народа с природой.
В разных странах континента обряды и ритуалы, проводимые в этот день, имеют некоторые различия. Но в целом все они максимально приближены к тому, как их совершали много веков назад. Люди отдают дань почести Пачамаме, закапывая для нее множество угощений. Затем наступает время для веселья. Застолье с пением и танцами обычно длятся до самого рассвета.