Все полезные сервисы для путешествий 🌍🚀
Наверх

Алейжадинью: «Маленький Калека с огромным Талантом»


Собираетесь в Латинскую Америку или просто любите ее, как любим ее мы?
Посмотрите дешевые авиабилеты и наше приложение офлайн-карт CityWalks.

Алейжадинью: «Маленький Калека с огромным Талантом»



Алейжадинью (порт. Aleijadinho), наст. имя Антониу Франсишку Лижбоа (Antônio Francisco Lisboa; 1730/1738-1814) — выдающийся бразильский художник, архитектор и скульптор, наиболее значительная фигура в развитии бразильского «барокко».

Немного найдется в истории обидных, унизительных прозвищ, которые звучали бы, как королевский титул – благодаря выдающимся заслугам их обладателей. Например, прозвище «Маленький калека» воспринимается нами как имя собственное, имя необычайно прославленное.



Самобытный Мастер XVIII в. больше известен миру под прозвищем «Алейжадинью», что в переводе с португальского означает «Маленький калека». Он страдал дегенеративным заболеванием, которое привело к деформации конечностей, а позднее — к полной потере пальцев.

Тем не менее, Зодчий продолжал работать резцом и молотком, привязанными к его лишенным пальцев рукам, превозмогая адские боли.

Произведения Алейжадинью — уникальные памятники позднего колониального «барокко». А личность Мастера, который, не сдавшись тяжелейшему недугу, достиг небывалых вершин искусства, является национальной гордостью Бразилии.


Начало жизненного пути

Мальчик родился 29 августа 1730 г. (по другим данным – 1738) в бразильском городке Вила-Рика (Vila Rica; штат Минас-Жерайс), ныне Ору-Прету (Ouro Preto), Бразилия.

metka-karta

Он был сыном выходца из Португалии Мануэля Франсишку Да Кошта Лижбоа (Manuel Francisco Da Costa Lisboa) и его чернокожей рабыни Исабель.

Как и многие в те времена, братья Мануэль и Антониу Франсишку приехали в Бразилию в 1724 г. из Лиссабона, обуреваемые мечтами о лучшей жизни. Оба были хорошими плотниками, но, по большому счету, в строительном деле они умели делать все. От грамотной разработки проекта до сдачи объекта «под ключ».

В начале XVIII в. Вила-Рика был «богатым городом», и братья сразу нашли себе работу. Прошло совсем немного времени, и Мануэль Франсишку стал крупным подрядчиком, а потом открыл собственную мастерскую.

От заказов не было отбоя, и Мануэль вскоре стал монополистом всей строительной отрасли в регионе. Много зданий в Вила-Рике создано руками строителя, скульптора, архитектора Мануэля Франсишку – городская Ратуша, церковь, тюрьма.

В мастерской трудились как наемные рабочие, так и несколько рабов. Среди них была негритянка по имени Исабель, родившая хозяину незаконнорожденное дитя.

В 1736 г. Мануэль Франсишку женился на Антонии Марии Фуншал, в этом браке у супругов родилось четверо сыновей.

Сын португальского архитектора и чернокожей рабыни появился на свет здоровым. Отец признал его, дал мальчику свою фамилию и назвал будущего великого художника Антониу Франсишку Лижбоа.

По происхождению Антониу был рабом. Но отец выкупил его еще младенцем и воспитывал бастарда вместе со своими законными детьми.

Маленький, толстый мулат, Антониу рос так же, как и все окрестные мальчишки. Правда, с появлением на свет законных отпрысков, сын чернокожей рабыни не имел права на наследство отца. Зато он с лихвой унаследовал отцовское ремесло!


Жизненные «университеты» будущего Художника

С ранних лет мальчишка сутками пропадал на стройке. Он наблюдал за работой скульпторов, резчиков, декораторов, трудившихся в отцовской мастерской. Жадно перенимал строительный и проектный опыт.

Мануэль сразу заметил художественные способности сына-мулата и максимально способствовал его развитию. Мальчику стали поручать несложные задания, и тот очень старался оправдать доверие.

Обучение Антониу можно определить как домашнее, неофициальное, полученное на практике от опытных специалистов. Азы профессии будущий Мастер, конечно же, получил от отца.

Некоторое влияние на юношу имел дядя — Антониу Франсиску Помбал, дизайнер интерьеров, в честь которого и был назван мальчик-мулат. Помбал участвовал в создании декора церкви Носса Сеньора-до-Пилар (Igreja de Nossa Senhora do Pilar), а главную часовню церкви украсил Франсиско Шавьер де Брито (Francisco Xavier de Brito), известный бразильский скульптор и декоратор. Работу обоих художников видел и анализировал юноша.

Кроме того, молодой художник изучал европейские книги по архитектуре, которые отец заказывал в Португалии.

Антониу стал самым способным учеником Мануэля Франсишку, а позднее – его главным помощником. Он жадно учился всему, чем занимался отец – рисованию, проектированию зданий, украшению фасадов и внутренних интерьеров. Но особенно молодого человека увлекали скульптура и резьба по дереву.

Как и отец, Антониу работать любил и брался делать практически все.

Еще мальчик много чему научился у местных монахов. Именно у них Антониу получил основы религиозных знаний, начал изучать музыкальную грамоту и латынь.


Профессиональный рост и становление Мастера

В Бразилии того времени очень интенсивно шло строительство культовых зданий. Религиозная экспансия шла полным ходом, инквизиция обладала огромным влиянием, активно открывали свои «филиалы» монашеские ордена.

Немаловажным обстоятельством являлось то, что церковь была платежеспособной! Поэтому владеющие ремеслом строители могли не беспокоиться о хлебе насущном.

Юноша рано начал сотрудничать с отцом. Среди сохранившихся свидетельств — контракт мастерской Мануэля Франсишку от 1741 г. на сооружение каменного дворца губернатора.

Тогда Антониу уже официально числится плотником. Вместе с отцом он занимался достройкой церкви Носса Сеньора-да-Консейсау (Igreja de Nossa Senhora da Conceição; 1745-1757).

Но в полной мере жители Вила-Рика оценили способности молодого Антониу Лижбоа, когда в городке появились две великолепные церкви. Одна – для ордена кармелитов, другая, такая же — для францисканцев. Строительством первой руководил Мануэль Франсишку; вторая церковь стала самостоятельной работой его незаконного сына. Оба проекта были хороши, и оба несли в себе неповторимую художественную индивидуальность.

Алейжадинью (портрет)

Романтичное «барокко», уже сменившееся в Европе другими архитектурными стилями, до Бразилии только добралось. Золото, искусная резьба, богатый декор стен! Церковь, построенная отцом, была прекрасна, но все-таки сын его превзошел. Жители Вила-Рика могли гордиться своим новым Мастером!

Церковь Носса Сеньора-до-Кармо (Igreja de Nossa Senhora do Carmo) стала последней, над созданием которой работали отец с сыном. В 1767 г., словно почувствовав, что его дело передано в надежные руки, Мануэль Франсишко ушел из жизни. Уже спустя 2 года всеми строительными работами в капитании руководил Антониу Франсишку Лижбоа.

Быстрый профессиональный рост и самостоятельность молодого Мастера подтверждаются тем фактом, что сразу после смерти отца, помимо завершения начатых построек, он приступил к своей первой самостоятельной работе — строительству церкви Сан-Франсиску ди Ассиз в Вила-Рика (Igreja de San Francisco di Assis em Vila Rica; 1766-1794), которая стала подлинным шедевром бразильского «барокко».

Этот Храм является уникальным воплощением единства стиля, т.к. выполнен одним Мастером, который удивительным образом совместил в себе таланты скульптора, архитектора и интерьерного декоратора.


Страшная болезнь

Все шло хорошо, но… вмешалась болезнь. Первые симптомы страшного недуга проявились в 1777 г. Что это было, до сих пор точно не известно — сифилис, проказа или некая экзотическая вирусная инфекция. Злые языки поговаривали даже, что Антониу употребляет какие-то листья для стимуляции художественного вдохновения.

Что бы там ни было – но после 40 лет Антониу, изуродованный непонятной болезнью, уже не мог передвигаться без посторонней помощи и получил свое прозвище «Алейжадинью» (буквально — «Маленький калека»).

Он стал трудиться исключительно по ночам, стараясь днем не появляться на улицах, избегая сочувствия, жалости и назойливых взгядов.

Когда Алейжадинью потерял пальцы рук, по его приказу ему на культи надевали специальные перчатки, к которым крепились молоток и стамеска. Так он мог ваять скульптуры.


Важный период творчества Алейжадинью (1770-1800)

Алейжадинью был в равной степени одаренным скульптором и архитектором. Он мыслил равно и как зодчий, и как ваятель, создавая не просто геометрические формы, но наполненные жизнью структуры.

В разные периоды жизни Мастер занимался преимущественно одним из этих видов искусства. На первоначальном этапе в деятельности Мастера преобладала строительная активность, а путь Художника как скульптора и декоратора только начался.

Период 1770-1780 гг. — очень значимый в творческой жизни Алейжадинью. Он много работал в различных городах Минас-Жерайса, построил несколько значительных в художественном отношении церквей.

Одновременно с этим он занимался декоративной скульптурой, создавал великолепную резьбу по камню и дереву на фасадах зданий. Ранние скульптуры Антониу выходили чувственно- экспрессивными, но еще недостаточно совершенными. Они отмечены нарушением пропорций, некоторой изломанностью поз и движений.

Подобные искажения являются результатом недостаточной профессиональной квалификации молодого скульптора, не прошедшего подлинной школы технического мастерства.

В скульптурных работах Алейжадинью, созданных в 1780-1790 гг., заметно, что он уже мастерски владеет этим видом искусства.

В последующее десятилетие (1790-1800) Алейжадинью занимался в основном скульптурой. Архитектурой он занимался только с целью создания необходимого фона для своих скульптурных композиций и декора интерьера.

Такой переход от зодчества к ваянию в том числе был связан, по-видимому, с причинами личного характера – усилением болезни и растущей изоляцией от людей, что затрудняло руководство строительными коллективами.


Последние годы жизни

Поскольку в Алейжадинью прогрессировал страшный недуг – сначала он потерял пальцы ног — во второй половине жизни его работа в архитектурной области ограничивалась проектами, которые в жизнь воплощали другие.

Мастер имел нескольких рабов, которые носили его на себе. При путешествиях на дальние объекты в другие поселения штата использовалась повозка.

Когда Алейжадинью потерял пальцы рук, он продолжал работать как скульптор, привязывая к обрубкам молоток и резец. Среди материалов, которые использовал Художник, преобладали мягкие материалы — дерево и достаточно легкий в обработке «мыльный камень».

В последние годы жизни у Алейжадинью настолько ухудшились состояние здоровья и упало зрение, что он полностью отказался от работы.

«Маленький калека» остался холостым и не имел детей. Однако ходили упорные слухи, что у него был внебрачный ребенок. О женщине, подарившей Антониу сына, говорили, что звали ее Нацисса, и что младенец получил имя отца – Антониу Франсишку Лижбоа. Но это спорные данные.

Умер Алейжадинью 18 ноября 1814 г. в возрасте 76 лет. в родном городке Вила-Рика, был похоронен в церкви Носса Сеньора-да-Консейсау.


Величайшие работы Алейжадинью

Современный норвежский историк и архитектурный теоретик Кристиан Норберг-Шульц (1926- 2000) так отмечает роль Алейжадинью в искусстве того времени:

«Самые оригинальные и чарующие произведения португальского «барокко» находятся, однако, в Бразилии, и они большей частью являются созданиями талантливого мулата – … Антониу Франсиску Лижбоа».


Церковный комплекс Бон-Жесус-ду-Конгоньяс

Особое значение в творчестве Алейжадинью имела паломническая Церковь Бон-Жезус-ду-Конгоньяс (Igreja do Bom Jesus do Congonhas), построенная в небольшом городке Конгоньяс. В храмовом ансамбле в единую симфонию сплавились архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство, только начавшее зарождаться в те годы.

В 1939 г. церковный комплекс был включен в список достопримечательностей исторического и художественного наследия Бразилии. А в 1985 г. — в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Бон-Жезус-ду-Конгоньяс
Церковь Бон-Жезус-ду-Конгоньяс

Согласно легенде, Храм был возведен на средства португальского иммигранта Фелисиано Мендеса, который ранее чудесным образом исцелился и решил построить в Бразилии базилику, похожую на ту, что расположена в его родном городе в Португалии. Фактически строительство комплекса в Конгоньясе началось в 1773 г. (уже после смерти Мендеса). А завершилось в начале XIX в.

Фасад Храма выполнен в стиле «барокко», тогда как его внутренние помещения — в стиле колониального «рококо». Помимо церкви, построенной на вершине холма, комплекс включает в себя Семь Часовен Крестного пути, расположенные на большой лужайке под церковным холмом, и скульптуры 12-ти ветхозаветных пророков работы Алейжадинью, располагающиеся вдоль грандиозной парадной лестницы, ведущей к Храму.

Это поражающий воображение архитектурный ансамбль, постепенно раскрывающийся во времени и пространстве. Архитектурный комплекс искусно и гармонично вписан в окружающий пейзаж.

Построение комплекса отвечает не только композиционному замыслу, но и библейскому «сценарию». Последовательностью текстов Ветхого Завета определено, например, размещение статуй пророков и сцен пути на Голгофу. Само шествие паломников в гору символизирует Крестный путь.

Работу над комплексом Мастер закончил в 1800 г. Паломников встречала аллея из королевских пальм и ряд величественных часовен с разноцветными скульптурными группами «Страсти Христовы» также работы Алейжадинью. Подходы к зданию Храма были оформлены в виде сложной системы лестниц, площадок и эспланад.

Скульптуры «Двенадцати пророков» были вырезаны Алейжадинью (1780–1805) из голубовато-серого стеатита («мыльного или воскового камня»), в период 1780–1805 гг. К этому времени проказа уже лишила Мастера пальцев.

Библейские пророки образуют монументальную и одновременно динамичную композицию, определяемую конфигурацией лестницы. Статуи массивны, у некоторых из них заметно нарушение пропорций. Этот прием придает фигурам, с одной стороны, монументальность, а с другой стороны — близость к народной скульптуре, свободной от идеализации.

При этом мастером тщательно проработаны складки, детали и орнаменты одежд. Статуи пророков отмечены яркой индивидуальностью во всем. В движениях, в выражении лиц, чему скульптор уделил особое внимание. Их жесты подчас резки, фигуры экспрессивно изогнуты, одежды развеваются. Пророки мудры и скорбны, уверены в своей правоте и готовы к самопожертвованию.

Цветные скульптуры (6 скульптурных групп из 66 деревянных фигур), украшающие внутренний интерьер Семи Часовен Крестного пути, отражают различные сюжеты из последних дней земной жизни Христа (от Тайной вечери до Распятия).

Фигуры достаточно крупные – в человеческий рост — и каждая установлена на отдельном постаменте. Скульптуры стоят на фоне окон, ниш или пейзажей, написанных на стене. В последних героических усилиях изуродованными руками скульптор вырезал одухотворенные лица апостолов. Они преисполнены боли, грусти и сомнения. Тонко проработаны детали одежды.

Скульптурные образы можно разделить на 3 группы. Персонажи каждой группы различаются как идейной наполненностью, так и техникой обработки.

Часть фигур выполнены помощниками, часть — самим Мастером. Руками самого Алейжадинью созданы трепетные, романтизированные образы Христа и апостолов. Простые люди, свидетели гибели Христа, изображены более приземленно. А римские солдаты и палачи вытесаны нарочито грубо, черты их лиц выполнены гротескно, в традициях народного лубка.

Интересно, что их лица весьма выразительны, а некоторые – узнаваемы. По некоторым сведениям, нескольким фигурам библейских карателей приданы черты особо ненавистных народу португальских чиновников.

Строительство Семи Часовен было завершено в 1809 г.

Бразильский прозаик, поэт-модернист ХХ в. Освалд де Андраде (José Oswald de Sousa de Andrade; 1890-1954) написал о работе Мастера:

«…Пророки Алейжадинью,
Капеллы со Страстями -
Это Библия из мыльного камня,
Омытая золотом Минаса».

Искусствоведы сходятся во мнении, что в скульптурном цикле «Страсти Христа» и в группе статуй Двенадцати пророков на знаменитой лестнице перед главным фасадом церкви уже тяжело больной Алейжадинью создал своеобразный памятник героям и мученикам национально-освободительного движения в Бразилии. Высокая идея одухотворяла творчество Алейжадинью, наполняла жизнью его мастерство.


Церковь Сан-Франциска Ассизского

В городе Ору-Прету находится прекрасная историческая достопримечательность – католический храм Святого Франциска Ассизского (Igreja São Francisco de Assis; 1766-1812).

Создание церкви было поручено Алейжадинью, самому известному на то время архитектору. Стиль этого Храма можно смело назвать бразильским «рококо».

Церковь Сан-Франсиску Ассизского отличается удивительной цельностью исполнения, что обусловлено почти единственным в архитектуре колониальной Бразилии случаем, когда все основные работы выполнены одним Мастером, совмещавшим в себе архитектора, скульптора и декоратора.

Храм Святого Франциска Ассизского

Здание церкви имеет вытянутый план в виде 2-х соединенных прямоугольников с глубокой алтарной нишей. Сильно расчлененный узкий фасад, имеющий вертикальные пропорции, весь устремлен ввысь. Устремлены в небо и изящные цилиндрические башни, увенчанные куполами со шпилями.

Кроме того, что архитектор распланировал каждый уголок святилища, он принимал активное участие и в самом процессе строительства церкви. Оформление фасада и внутренние резные работы тоже выполнены самим Алейжадинью.

Самое яркое и выдающееся в Храме — это круглый барельеф, на котором изображен Святой Франциск Ассизский. Интерьер церкви украшен прекрасными резными элементами из позолоченного дерева. Также здесь можно увидеть множество статуй и картин на библейские сюжеты.


Музей Алейжадинью

Музей Алейжадинью (Museu Aleijadinho) расположил свои основные экспозиции в здании церкви Носа-Сеньора-да-Консейсау, в старинном колониальном городке Ору-Прету.

Этот музей был создан в 1968 г. благодаря инициативе епископа отца Франциско Баррозу Фильо (Dom Francisco Barroso Filho). Основной целью музея было собрать и сохранить остатки искусства эпохи позднего «барокко».

Музей посвящен великому творцу Алейжадинью. В музейной экспозиции представлено множество примеров религиозного искусства Мастера. Картины, статуи, резные орнаменты и скульптуры искалеченного болезнью Художника являются воплощением совершенного мастерства, примером невероятной силы воли и преданности своему делу.

Алейжадинью упорно продолжал работать, даже когда болезнь прогрессировала. Он проектировал и строил церкви с выдающимися скульптурами, с великолепными потолочными и настенными росписями. Алейжадинью вырезал из дерева и камня библейские образы, смешивая в них различные элементы «барокко», экспериментируя с направлениями, добавляя детали из классического и готического стилей.

Работы Алейжадинью можно увидеть еще в 3-х исторических храмах в центре Ору-Прету. К ним относится и церковь Бон-Жезус-де-Матозиньюс (Bom Jesus de Matosinhos), которая в 1985 г. была признана ЮНЕСКО одним из лучших в мире образцов стиля колониального «барокко».

Ору-Прету входит в ТОП-10 главных туристических достопримечательности Бразилии. Основанный в конце XVII в., в XVIII в. он по праву являлся центром так называемого «Золотого Кольца» в Бразилии. С истощением золотых месторождений в XIX в. влияние города сократилось, но церкви, часовни, мосты и фонтаны остаются гениальными свидетельствами былого величия Ору-Прету и расцвета грандиозного таланта скульптора Алейжадинью, который здесь жил и творил.

Сегодняшний город представляет собой великолепный эталон архитектуры в стиле «бразильского барокко».

Один из крупнейших бразильских художников, Ди Кавалканти (Di Cavalcanti; 1897-1976) писал:

«Несмотря на то, что творчество Алейжадинью было ограничено твердо установленными канонами стиля «барокко», а также религиозным назначением сооружений, все созданное им было исполнено глубокого смысла и носило на себе черты индивидуальности Мастера, его трагической личности. В маленьком уродливом теле таилась огромная сила гениального художника, чье творчество является величайшим человеческим документом той эпохи».


Любопытные факты

  • Точных данных о дате рождения художника-мулата и свидетельств о его матери нет. Ведь детей, рожденных рабынями, даже не вносили в церковные книги.
  • Исходя от свидетельств, что он умер в возрасте 76 лет в 1814 г., исследователи предполагают, что Алейжадинью родился в 1738 г.
  • Хотя в официальных документах Антониу упоминается как мастер только после смерти отца, есть много свидетельств, дающих оснований считать, что уже с начала 1760-х гг. его участие в работах Мануэля Франсишку Лижбоа было практически равноправным.
  • Португальское слово «barroco» использовалось мореплавателями и торговцами для обозначения жемчужин неправильной, ассиметричной формы.
  • Жизнь и творчество Алейжадинью легли в основу сюжета для нескольких романов и кинофильмов.
  • Имя Алейжадинью входит в ТОП – «100 Великих архитекторов всех времен и народов».
  • Несмотря на все это умер Алейжадинью в нищете и безызвестности.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Когда родился Алейжадинью, в 1730 или 1738 году?

Точный год рождения великого Мастера доподлинно неизвестен. Впрочем, вся биография Алейжадинью заполнена огромным количеством белых пятен и различных сведений, противоречащих друг другу.

Какой был рост у "Маленького Калеки"?

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Известно лишь то, что «Алейжадинью был очень невысоким, а его тело было полным и довольно неправильной формы».

От какой болезни страдал Алейжадинью?

Точная болезнь, которой заболел Мастер доподлинно не известна. Среди возможных диагнозов наиболее часто выделяют проказу (маловероятно), деформирующий ревматизм, фрамбезию, зампарин, интоксикацию «кардиной» (неизвестное наркотическое вещество), сифилис, цингу, физические травмы в результате падения, ревматоидный артрит, полиомиелит и порфирию (заболевание, вызывающее светочувствительность, что объясняет тот факт, что Алейжадинью работал ночью или находился под навесом).


Тексты написаны разными авторами и остается исключительно их личным мнением и оценочным суждением.
Понравился пост и собираетесь в Латинскую Америку?
Посмотрите дешевые авиабилеты и наше приложение офлайн-карт CityWalks.