Чачапойя (кечуа, исп. Chachapoya) — доколумбова культура, существовавшая примерно в VI -XV вв. н/э. Люди этой культуры жили высоко в горах, занимая труднодоступные покрытые лесами земли между реками Уткубамба и Мараньон.
Чачапойяс были отважными воинами, недаром Инки, вторгшиеся в их земли, дали этому гордому народу такое название: «Chachapoya» переводится как «Воины облаков». Но силы были слишком неравными, и культура Чачапойя была почти полностью уничтожена.
Во времена своего расцвета эта древнеперуанская цивилизация создала на головокружительной высоте множество каменных поселений, монументальных сооружений, мавзолеев и комплексов саркофагов. Важное место среди памятников культуры Чачапойя, дошедших до наших дней, занимает Куэлап, величественный город-крепость, построенный «среди облаков».
Куэлап (Kuélap) — укрепленный город, построенный высоко в горах древнеперуанской цивилизацией Чачапойя примерно в X в. н/э. Археологический комплекс находится на северо-востоке Перу у истоков реки Уткубамба (исп. Río Utkubamba), территориально относится к современному департаменту Амазонас (исп. Amazonas). Крепость расположена в 72 км к юго-западу от города Чачапойяс (исп. Chachapoyas — административный центр региона Амазонас) на высоте более 3 км. над у/м.
Древний город-крепость известен как «Мачу-Пикчу северного Перу». Предполагается, что строительство комплекса началось в VI в., но большинство сооружений были возведены между 900 и 1100 гг., в период расцвета культуры Чачапойя.
Затем Куэлап постепенно достраивался до середины XVI в. Город был религиозным и политическим центром культуры Чачапойя, которую впоследствии покорили Инки.
Вновь открытый в 1843 г., Куэлап считается одним из крупнейших археологических памятников Перу и является своеобразной «визитной карточкой» региона Амазонас.
В 2003 г. комплекс был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История этой древнеперуанской цивилизации полна тайн. Самые первые найденные свидетельства о существовании «народа облаков» восходят к IX в. н/э, т. е. культура как минимум на 600 лет опережает появление империи Инков.
О культуре Чачапойя очень мало сведений. До современных находок в Перу существование этого народа вообще ставилось под сомнение, а сообщения Инков о светлокожих рослых «туманных воинах» многие считали легендой. Известно, что представители культуры жили высоко в перуанских Андах и создали несколько каменных поселений в самых труднодоступных местах. Археологи полагают, что Чачапойяс пришли в эти края с целью освоения новых земель и расширения сельского хозяйства — об этом свидетельствуют многочисленные земледельческие террасы, расположенные вблизи их городов.
В конце ХХ в. американская археологическая экспедиция во главе с Юджином Савоем (англ. Douglas Eugene Savoy; 1927-2007) обнаружила в высокогорных пещерах древние захоронения. Забальзамированные мумии поразили исследователей как странными позами (они сидели, уткнув лицо в колени, или в ужасе закрывая глаза руками), так и внешними данными. Это были останки высоких светловолосых людей.
Во 2-ой половине XV в., в годы правления императора Тупака Инки Юпанки (кечуа Tupaq Inka Yupanki — правитель Империи Инков в эпоху ее расцвета), Инки вторглись во владения Чачапойя и захватили их города.
Построенный на скалистой горе, среди буйных тропических лесов, укрепленный Куэлап был практически неприступным. Инкам потребовалось около 20 лет, чтобы захватить цитадель. Точно неизвестно, как пал Куэлап, но на территории комплекса было найдено ок. 100 непогребенных тел и следы огня. Это говорит о том, что здесь шла кровопролитная битва, после чего город был сожжен.
Существует версия, что чачапойцы восприняли появление колонизаторов как благо, дающее возможность избавления от инкского ига. Но, увы, этим надеждам не суждено было сбыться. Во-первых, испанцы не щадили никого; во-вторых, они принесли с собой болезни, к которым у индейцев не было иммунитета. Поэтому почти все, кому удалось выжить в войне с Инками, погибли от пуль и мечей испанцев, а также от смертоносных инфекций.
В сентябре 1538 г. испанский конкистадор Алонсо де Альварадо со своим отрядом основал город Чачапойяс (исп. Chachapoyas; 2235 м над у/м), в окрестностях которого находятся многие археологические памятники как инкского, так и доинкского периода.
Куэлап был случайно обнаружен в 1843 г. судьей Хуаном Кризостомо Ньето (исп. Juan Crisostomo Nieto), жителем города Чачапойяс. О своей находке Ньето сразу подал отчет в администрацию региона Амазонас.
Добраться до «облачного города» довольно сложно, поэтому власти не спешили приступать к изучению археологического памятника.
Археологические изыскания в этом регионе чрезвычайно затруднены. Попасть в древнюю крепость можно было либо сплавляясь по бурным горным рекам, либо преодолевая обширные участки непроходимой сельвы и скалистых гор. Поэтому первые значительные исследования руин Куэлапа относятся только к началу ХХ в.
В 1904 г. американский историк, этнолог и археолог Адольф Банделье (англ. Adolph Francis Bandelier; 1840-1914) провел серьезные исследовательские работы в главном городе Чачапойя. А в 1939 г. кадровый военный в отставке, француз Луи Ланглуа (фр. Louis Langlois), увлекающийся историей цивилизации Инков, составил подробное описание основных зданий высокогорного комплекса. Кстати, Ланглуа по отношению к Куэлапу не использовал название «крепость», он предпочитал термин «укрепленный город».
Куэлап в разное время изучали:
С 1980-х гг. по сей день перуанские археологи и ученые из других стран продолжают вести научные исследования в Куэлапе.
Попасть в археологический комплекс можно через города Чачапойяс, откуда стартуют все туры в Куэлап, и Тарапото (исп. Tarapoto). В Чачапойяс можно доехать автобусом из Лимы (исп. Lima – столица Перу), Кахамарки (исп. Cajamarca) или Чиклайо (исп. Chiclayo).
В Чачапойясе можно сесть на автобус, который направляется в поселки Магдалена (исп. Magdalena) или Нуэво-Тинго (исп. Nuevo Tingo). Ехать предстоит несколько часов. Далее – подъем к крепости, пешком или на канатке.
Также из Лимы можно долететь самолетом в Тарапото, откуда идет автобус до Нуэво-Тинго.
Посещение древней крепости лучше всего запланировать на период с мая по сентябрь, чтобы проливные дожди не осложнили поездку.
Археологический комплекс поражает воображение своей необычностью, какой-то инопланетной таинственностью. Чачапойяс, жившие в горах, всегда задействовали в своих сооружениях рельеф.
Особенно ярко это проявилось в Куэлапе. Грандиозная крепость находится в стратегическом месте на горной вершине (высота здесь составляет 3080 м. над у/м), возвышаясь над долиной реки Уткубамба (исп. Río Utkubamba). Весь район густо покрыт пышными дождевыми лесами.
Город-крепость в виде гигантской сигары вытянулся с севера на юг примерно на 590 м, ширина восток/запад варьируется от 60 до 110 м. Почти по всему периметру его окружали мощные оборонительные стены высотой от 10 до 25 м, сложенные из крупных блоков горной породы. Функцию «ограждения» задней части города выполняет крутой обрыв. Проникнуть с той стороны в Куэлап невозможно, зато оттуда удобно сбрасывать врагов в пропасть.
Гигантская крепостная стена изначально включала в себя смотровые башни и 3 одинаковых входа. Два из них выходили на восток, третий — на запад.
До наших дней сохранился только один вход, расположенный на восточной стороне крепости. Он представляет собой длинный тоннель, также огороженный 20-метровыми каменными стенами, сужающийся наподобие воронки — более широкий в начале и очень узкий в конце. Конструкция прохода такова, что войти в ворота можно только выстроившись в цепь по 1 человеку. Эта хитроумная система обеспечивала городу большую безопасность: в него единовременно не могла проникнуть большая группа людей.
В основании городища находятся массивные каменные платформы, на них распределены все здания. Таким образом чачапойцы предотвращали затопления домов, ведь климат здесь очень дождливый.
Куэлап состоит из 2-х частей, расположенных на разных уровнях: «Высокий город» (исп. Pueblo Alto) и «Нижний город» (исп. Pueblo Inferior).
Деревянные дорожки ведут посетителей внутрь крепости. Рядом с тропами установлены таблички с пояснениями на исп. и англ. языках. Сначала туристы попадают на площадку «Pueblo Inferior» со стратегической башней «Torreon», охранявшей крепость с северной стороны.
В северо-западной части Куэлапа располагается сектор, известный как «Пуэбло-Альто» (исп. Pueblo Alto – «Высокий город»). Верхний уровень, занимающий небольшую часть территории поселения, обнесен каменной стеной высотой 11,5 м с двумя узкими входами. «Высокий город» включает около 25 круговых построек и 4 прямоугольных конструкции.
Вся территория города, площадь которого составляет ок. 6 Га, включала более 550 построек, 5 из которых прямоугольной формы, остальные – круглой. Круговые к дома строились без окон, но зато обладали отличной системой вентиляции. Стены некоторых строений были украшены фризами, в орнаменте которых преобладали изображения ромбов, глаз, птиц и растительных элементов.
Строения круглой формы характерны для культуры Чачапойя, подобные хижины были обнаружены не только в Куэлапе, но и в ряде других мест. Круговая планировка сложенных из камня зданий отличает Чачапойа от других древних цивилизаций, обитавших в Перу.
Фундаменты круглых домов в Куэлапе имеют диаметр от 7 до 9 м. Здесь сохранились остатки стен толщиной до полуметра. Предположительно, жилища были покрыты высокими конусообразными крышами, сделанными из соломы, жердей и пальмовых листьев. С таких крыш-конусов во время дождя быстро стекала вода. В этом регионе, где выпадает большое количество осадков, подобные архитектурные «изыски» были оправданны.
На первый взгляд может показаться, что здания в городе разбросаны хаотично. На самом деле, планировка застройки вполне рациональна. Дома выстроены вдоль особых «коридоров», либо таким образом, чтобы составлять общий внутренний двор.
Теперь от древних построек остались только фундаменты и обломки стен, самые крупные из которых достигают высоты 2 м. Каменные останки многих домов заросли тропической растительностью. Местами мох и лианы скрывают руины практически полностью. Сейчас ведутся работы по расчистке комплекса, некоторые здания уже восстановлены.
В северной части «Пуэбло-Альто» возвышается 7-метровая каменная конструкция «Торреон» (исп. El Torreon – «Башня»). Предположительно, башня могла быть использована для оборонительных целей. Вокруг сооружения было обнаружено большое количество каменных топоров и груда булыжников.
Кроме того, с башни, которая считается самым высоким сооружением Куэлапа, открывается широкий обзор на долину. Таким образом, «Торреон» мог выполнять функции наблюдательного поста.
В юго-западной части «Нижнего города» расположено самое странное сооружение Куэлапа, которое называется «Эль-Тинтеро» (исп. El Tintero — «Чернильница») или «Темпло-Майор» (исп. Templo Mayor – «Главный Храм»). Каменное здание высотой 5,5 м. и диаметром ок. 14 м. было построено в форме перевернутого конуса.
Не имеется точных сведений о его предназначении. Ученые выдвигают целый ряд вариантов: резервуар для воды, гробница, тюрьма с пыточной камерой. Есть предположение, что строение служило ритуальным целям. Внутри «Чернильницы» обнаружена подземная камера в форме бутыли с костями жертвенных животных.
В 1996 г. группа американских исследователей из Калифорнии пришла к выводу, что «El Tintero» могла использоваться в качестве астрономической обсерватории. Известно, что Чачапойя наблюдали за небесными светилами и умели применять свои знания в сельском хозяйстве.
В начале октября и начале марта (важные даты для земледельцев) солнечный луч освещает внутреннее помещение под прямым углом (90°).
На верхнем уровне возвышалась «Эль-Кастильо» (исп. El Castillo – «Крепость») – выдающаяся постройка прямоугольной формы. Считается, что это монументальное здание было резиденцией представителей власти и религиозного главы народа Чачапойя.
Люди Чачапойяс обладали выдающимися инженерными знаниями. Созданная ими эффективная дренажная система помогала избегать затопления домов. Куэлап был оснащен настолько гениальной системой дренажа и сбора воды, что только спустя несколько столетий, когда она засорилась и была частично повреждена, город начал впитывать дождевую воду и разрушаться.
Также в древнем городе-крепости функционировала система каналов, выложенных камнем. Предположительно, по этим каналам, ведущим к вершине хребта, к поселению поступала вода из высокогорного источника.
Из-за своей труднодоступности Куэлап многие годы пребывал в забвении. Сегодня мы не можем узнать, какой уклад царил в городе, как выглядела его повседневная жизнь. По сути, до сих пор не известна даже причина, по которой он был покинут людьми в XVI в.
Долгое время Куэлап считали военным фортом. Согласно еще одной версии, крепость была построена в целях защиты от воинственных племен Уари (исп. Huari).
Лишь в последние годы исследований стало проясняться истинное предназначение комплекса. Несмотря на то, что Куэлап называют крепостью, прежде всего он являлся религиозным, торговым и культурным центром. Во времена процветания «облачного города», в нем постоянно проживали лишь представители власти, духовная и культурная знать. Простые люди в Куэлапе не жили, но в момент опасности всегда могли найти в нем приют и убежище.
В первую же очередь город нес функцию священного места. Ярким свидетельством того, что соседние племена уважали чачапойцев и чтили их религию, являются многочисленные находки (керамика, утварь, декоративные элементы одеяния знати), относящиеся к разным доинкским культурам. Но самое главное — захоронения «иноземцев» по традициям народа Чачапойя.
Существует гипотеза, что жители разных провинций, представители других культур, приносили своих особо почитаемых умерших для погребения близ Куэлапа по обычаям «облачных людей».
Чачапойяс прославились тем, что мумифицированные останки знатных усопших помещали в «пурунмачус» (кечуа Purunmachus) — уникальные саркофаги, сделанные из камня и глины в виде человеческих фигур. «Вставленные» вертикально в ниши, вырубленные в отвесных скалах, саркофаги не разрушались со временем, а как бы «сплавлялись» с горой, становились ее частью.
Возможность активно изучать археологический комплекс появилась только сейчас. Исследователи, прибывшие в эти места полтора века назад, обнаружили здесь заросшие лесом руины. Городище почти до основания было засыпано горной породой.
Много времени потребовалось на то, чтобы очистить город — нужно было вывезти десятки тонн породы и растительности. Только в 2007 г. перед археологами из команды Луиса-Альфредо Нарваэса (исп. Luis Alfredo Narváez), руководителя проекта по восстановлению Куэлапа, открылись улицы, остатки домов и система водоводов.
По мнению Нарваэса, город подвергся нападению Инков: жители Куэлапа были перебиты, а сама крепость — сожжена. Такой вывод ученые сделали потому, что большинство мумий были опалены огнем, а их позы выражали ужас и отчаяние.
В XXI в. раскопки в археологическом комплексе продолжаются. Куэлап не перестает удивлять исследователей новыми открытиями:
С 2017 г. попасть к руинам Куэлап стало значительно проще благодаря вводу в эксплуатацию канатной дороги «Telecabinas», которая стала первой «воздушной трассой» в Перу. «Воздушная дорога» протяженностью более 40 км обошлась государству в $18 Млн.
Нижняя станция канатной дороги расположена чуть выше Нуэво-Тинго, примерно в 3 км. От деревни до начального пункта канатки регулярно курсируют микроавтобусы. Кабины, вмещающие по 8 человек, за 20 мин. доставляют посетителей через речную долину вверх над крутым горным склоном.
От верхней станции к крепости ведет каменистая тропа протяженностью 1,5 км.
Раньше до археологического комплекса добирались не более 200 человек в год. Открытие «Telecabinas» способствовало значительному увеличению потока туристов в Куэлап, хранящий среди облаков свои вековые тайны.