Эпоха великих географических открытий осталась далеко в прошлом, сегодня, казалось бы, каждый уголок нашей зелено-голубой планеты тщательно изучен и описан. Однако, Земля открыла человечеству далеко не все свои тайны. Одна из них скрыта в дебрях амазонской сельвы на севере Перу — это следы исчезнувшей 5 веков назад древней цивилизации Чачапойя, которую Инки называли «Живущими за облаками» или «Народом облачных лесов».
Чачапойя (исп. Chachapoya) — доколумбова индейская культура, одна из самых развитых цивилизаций древней Амазонии, существовавшая примерно между 800 и 1500 гг. н. э., хотя, возможно ее история уходит корнями намного глубже. Представители древней культуры обитали на горном плато — территория современного перуанского региона Амазонас (исп. Amazonas) — и называли себя «Воины облаков».
Удивительный народ оставил после себя загадочное наследие, которое человечество тщетно пытается разгадать. Индейцы возвели из камня множество поселений, среди которых крепости Куэлап (исп. Kuelap) и Гран-Пахатен (исп. Gran Pajaten), а также комплекс саркофагов Лагуна-де-лос-Кондорес (исп. Laguna de los Condores).
История загадочного народа полна тайн. Письменные источники о нем почти полностью были утеряны после завоевания Инков испанцами. Самые ранние обнаруженные свидетельства о существовании культуры Чачапойя восходят к IX в. н/э, т.е. она на 600 лет старше инкской империи.
Кто они? Какими они были? Откуда пришли? Почему селились на неприступных скалах, скрытых облаками
Вопрос о происхождении народа и его этнической принадлежности актуален по сей день. Согласно инкским легендам, «жители облаков» были очень красивыми, высокими, белокурыми и светлокожими.
Некоторые испанские источники также отмечают, что у Чачапойяс была светлая кожа. Впрочем, слово «blanco» имеет еще одно значение — «опрятный, чистый», поскольку в документе сообщалось о женщинах племени, которые сравнивались с индианками др. племен.
По сведениям ученых Амазонского археологического института, культуре были свойственны андские традиции. Переселение народа в Амазонские Анды, видимо, было обусловлено недостатком территорий, пригодных для земледелия, и желанием увеличить площадь с/х угодий.
Саркофаги Чачапойя напоминают погребения в «позе зародыша» культуры прибрежья и высокогорья, известной как Тиуанако-Уари (исп. Tiwanaku–Huari; одна из первых Андских культур). Их «мавзолеи» представляют собой разновидности погребальных сооружений, таких как «чульпа» (исп. Chullpa) или «пукульо» (исп. Pucullo), также характерных для Tiwanaku–Huari.
Известно, что древние обитатели перуанских Анд необычайно интересовали знаменитого археолога, путешественника и писателя Тура Хейердала (норв. Thor Heyerdahl; 1914 — 2002). Норвежский исследователь заметил, что описанный Инками народ не относится ни к одной из известных расовых групп, живших на континенте. Хейердал выяснил, что Чачапойяс строили свои судна по принципу изготовления древнеегипетских лодок. Норвежскому путешественнику удалось преодолеть Атлантику и доплыть до берегов Южной Америки на папирусном судне «Ra», построенном по методике андских народов, тем самым он доказал, что Чачапойяс могли прийти в эти края из Средиземноморья.
К 800 г. н/э светлокожие индейцы сформировали достаточно развитую цивилизацию, а их покрытый джунглями «треугольник» был плотно заселен. В целом культура основывалась на сельском хозяйстве — «облачные люди» были умелыми земледельцами, они возделывали поля на ступенчатых с/х террасах.
Кроме того, суровый горный климат способствовал развитию ремесленнических навыков, в частности, Чачапойяс были мастерами гончарного дела и ткачества. Археологические находки доказывают, что они умели работать с металлами и камнем, были отличными строителями, архитекторами и художниками.
Своеобразные природные условия надежно изолировали от прочего мира земли, на которых проживал таинственный народ. Цивилизация Чачапойяс существовала в «треугольнике» обросших лесами гор (площадью 30 тыс. км²), 2 стороны которого образованы бурными реками Уальяга (исп. Rio Huallaga) и Мараньон (исп. Rio Marañon); а 3-я сторона – скалистые горные хребты и непролазные джунгли.
Проникнуть в этот затерянный мир можно либо по бурным горным потокам, либо преодолев длинный путь по глухим джунглям и труднопроходимым амазонским Андам.
На неприступных скалистых вершинах Чачапойя возвели несколько сотен поселений, некоторые состояли из десятков строений, в других насчитывалось до тысячи объектов. Крупные городища укреплены мощными оборонительными сооружениями. В наши дни в перуанских джунглях обнаружены развалины 5-ти еще более древних поселений цивилизации Chachapoya, относящиеся к VII-VIII в. н/э.
По данным перуанского писателя и историка Гарсиласо де ла Вега (исп. Inca Garcilaso de la Vega; ок.1539 – ок.1616), культура Чачапойя была покорена Инками во второй половине XV в., в период правления Тупака Инка Юпанки (кеч. Tupaq Inka Yupanki; правил с 1471 по 1493 гг).
По инкским свидетельствам, светлокожие индейцы были смелыми воинами: на протяжении 4-х веков Инки не могли покорить государство Чачапойя. Женщины «народа облаков» были очень красивыми, а мужчины – высокими и сильными.
Имеется много исторических свидетельств о войне индейцев Чачапойяс с Инками, особенно много их в рукописях Педро де Леона (исп. Pedro Cieza de Leon; 1518 — 1554) — испанского священника, этнографа, историка и географа, одного из первых хронистов эпохи испанской колонизации Южной Америки.
Он писал, что в годы правления Уайна Капака (исп. Huayna Capac; 1476-1527; XI правитель Империи Инков) индейцы Чачапойя восстали: «Они убили назначенных Инками военачальников …многих воинов захватили в плен». В ответ правитель Инков направил послов с призывом к миру. Однако, послы «подверглись наказанию», и Уайна Капак отдал приказ напасть на «Воинов облаков».
Переправившись через бурный Мараньон по мосту, сооруженному из бревенчатых плотов, инкские воины направились к Кахамаркилье (исп. Cajamarciglia), крупному городу Чачапойя. Навстречу Инкам выступила делегация женщин, которые обратились с прошением о сострадании, на что Уайна Капак ответил согласием. В память о мирных переговорах то место было оглашено священным, с тех пор «…ни мужчина, ни женщина, ни … даже птица не должны были ступить на него».
Для контролирования ситуации на территории Чачапойяс, Инки расположили там свой гарнизон и даже переселили часть населения в др. регионы.
Во всех поселениях светлокожих индейцев размещали в «большие постоялые дворы и склады Инков…У них были храмы, где они приносили жертвы…своим богам; у них имелись огромные стада овец. Они изготовляли для Инков роскошную одежду …и красивые изысканные ковры».
Однако, агрессия между соседями время от времени вспыхивала с новой силой, и война между ними продолжалась, пока не пал Куэлап. Выжившие представители Чачапойяс были вырваны из родных мест и насильно переселены в отдаленные уголки инкской империи, простиравшейся от современных Чили до Эквадора.
Сьеса де Леон писал: в середине XVI в. «…в земли Чачапойяс вступил конкистадор Алонсо де Альварадо (исп. Alonso de Alvarado), капитан знаменитого Франсиско Писарро (исп. Francisco Pizarro; завоеватель империи Инков). Завоевав провинцию и подчинив местных индейцев, Альварадо основал … пограничный городок Чачапояс…кирками и мотыгами выровненном для постройки …».
В 1553 г. испанцы нашли в лице оставшихся «Воинов облаков» верных союзников в борьбе против Инков, их заклятых врагов. Впрочем, союз с европейскими чужеземцами сослужил Чачапойяс дурную службу: многие индейцы умерли от всевозможных болезней, привезенных из Европы.
За 200 лет с момента гибели государства Чачапойя, численность народа уменьшилась почти на 90%. Основная часть индейцев умерла от принесенных конкистадорами болезней, другие пали в жестоких схватках. Выжившая горстка «облачных жителей» не смогла сохранить свою самобытность, они постепенно слились с др. индейскими народностями.
Сегодня наследие, оставленное нам таинственным народом, состоит из ряда археологических находок, крупнейшей из которых является древняя столица культуры Чачапойя, город-крепость Куэлап (исп. Kuelap).
Руины городища были обнаружены археологами на северо-востоке Перу, в 72 км юго-западнее города Chachapoyas в 1843 г., т.е. на 68 лет раньше, чем Мачу-Пикчу (кечуа Machu Picchu), открытый в 1911 г.
Куэлап древнее и гораздо больше по площади (ок. 6 Га) знаменитого города Инков, однако, в мире он не так широко известен. Основная причина состоит в том, что сюда очень сложно добраться.
Несмотря на то, что цитадель была обнаружена давно, возможность для ее изучения появилась только сейчас. В конце XIX в. исследователи нашли здесь руины, практически полностью засыпанные каменными обломками – над поверхностью торчали лишь крыши и верхушки стен на высоту ок. 1,5 м. Чтобы освободить город из каменного плена, на протяжении нескольких десятилетий оттуда вывозились тонны горных пород и вырубленных деревьев.
Только к концу 2007 г. группе археологов, занимающейся восстановлением и сохранением наследия Чачапойя под руководством Альфредо Нарваэса (исп. Alfredo Narvaez), открылись первые дома и улицы древнего городища. Построенный в IX в., город состоит из 420 зданий, хозяйственных и оборонительных сооружений. Внушительные крепостные стены достигают в высоту 25 м. В крепость можно попасть по крутым ступенькам через 3 узких прохода (шириной ок. 70 см) только выстроившись гуськом, что служило препятствием для быстрого проникновения врагов
В ходе удаления внушительного слоя камней и щебня, покрывавших сооружение крепости Куэлап, названное «Чернильницей», в его массивных стенах было найдено 40 мумий людей различных возрастов. Нарваэс убежден, что город подвергся набегу Инков – все его жители были перебиты, а дома сожжены. К такому выводу специалисты пришли в результате изучения мумий, большинство из которых опалены пламенем.
Мумии отлично сохранились, среди останков были старики, женщины и дети, застывшие в несуразных позах, в ужасе закрывавшие руками лица.
В некоторых черепах исследователи обнаружили округлые отверстия, похожие на пулевые, что привело археологов в недоумение: битвы в Куэлапе проходили задолго до прихода конкистадоров, а ни Инки, ни Чачапойяс не знали огнестрельного оружия. Вскоре, правда, выяснилось, что смертельные ранения были нанесены … камнями, выпущенными из пращи.
Т.е. Инки были искусными стрелками, выпущенный ими «снаряд» мог преодолеть до 300 м, не утратив убойной силы. Инкские пращники умели попасть во врага с 70 м, что наглядно демонстрируют мумии из Куэлапа.
О культуре Чачапойя известно мало, упоминания Инков о белокурых и светлокожих «Воинах облаков» в течение долгого времени принимали за красивую легенду. До тех пор, пока в конце ХХ в. американские археологи во главе с Юджином Савоем (англ. Douglas Eugene Savoy; 1927 – 2007) не обнаружили древние захоронения в высокогорных пещерах близ озера Кондоров (исп. Laguna de los Condores). Забальзамированные мумии поразили ученых красноречивыми позами (они сидели, уткнувшись в колени, или закрывали лицо руками, будто защищаясь от опасности) и своей внешностью — это были останки высоких белокурых людей.
Шон Савой (англ. Sean Savoy), сын Юджина, тоже ставший археологом, говорит: «Ученые считали мифом эти заоблачные города в перуанских джунглях, пока мой отец их не отыскал. Его открытия привели к появлению новой научной области — археологии джунглей».
Экспедиция, возглавляемая Шоном Савоем, сделала сенсационное открытие: в департаменте Сан-Мартин (исп. Departamento San Martin) археологи нашли руины древних поселений, расположенные на высоте 2800 м, которые являются частью археологического комплекса «Gran Saposoa», ранее обнаруженного в высокогорных джунглях департамента Амазонас. По мнению ученого, это, возможно, древнейшие сооружения народа Чачапойя. В городищах отлично сохранились крепостные стены и жилые дома в 2-3 этажа. Поселения соединялись между собой дорогами из хорошо отшлифованных камней.
В конце 2008 г. в амазонских лесах, в отдаленном горном районе провинции Уткубамба (исп. Provincia de Utcubamba) исследователи нашли еще один город культуры Чачапойя. Территория древнего поселения, вырубленного в скальных породах на вершине горы Пачаллама (исп. Pachallama), составляет около 5 Га. Несмотря на солидный возраст, составляющий более 1 тыс. лет, обнаруженные традиционные круглые сооружения поразительно хорошо сохранились.
Пространство вокруг города покрыто джунглями, ими же была захвачена и значительная часть поселения. Специалисты предполагают, что крепость, возвышающаяся на краю пропасти, служила древнему народу стратегическим наблюдательным пунктом. В этом труднодоступном месте археологам удалось найти индейские захоронения и керамические черепки.
Несмотря на то, что исследователи месяцами живут в перуанских высокогорных джунглях, древняя культура Чачапойя продолжает оставаться неразгаданной тайной. До открытий, совершенных после 2007 г., само существование светлоликих «жителей облаков» вообще встало под сомнение. Но благодаря энтузиазму Нарваэса и его коллег научный мир получил уникальные сведения, представляющие огромный интерес.
Возможно, первые Чачапойяс были пещерными людьми. Неизвестно, когда и почему они покинули пещеры, но продолжали использовать их в качестве священных погребальных мест. Находки, сделанные исследователями, свидетельствуют, что жители затерянного мира, скрытого непроходимыми джунглями и высокогорными туманами, отличались своими религиозными устремлениями.
Видимо, в религии «облачного народа» ключевое место отводилось преклонению перед умершими сородичами. Чачапойяс верили, что душа продолжает жить после смерти человека. Так как обителью души продолжает служить тело, то индейцы очень серьезно подходили к проблеме сохранения тел умерших в течение как можно более длительного времени. Душа жива, пока сохраняется тело – в этом были убеждены древние индейцы.
В деле изготовления мумий Чачапойяс достигли величайшего мастерства. Сначала они тщательно бальзамировали умершего и придавали ему «позу эмбриона», связывая тело веревками. Затем его оборачивали хлопковыми полосками, пропитанными специальными травяными настоями, после чего мумию «запаковывали» в оболочку из бамбука или тонких древесных досок. И, наконец, получившийся сверток вновь обматывался плотной хлопковой тканью.
Часто на голове мумии индейцы вышивали или органической краской рисовали «лицо». Такие священные погребальные свертки помещались в вырубленных в отвесных скалах пещерах, куда сегодня могут проникнуть только птицы и скалолазы, экипированные современнейшим альпинистским снаряжением. Высоко под облаками, в хорошо проветриваемых и недоступных местах мумии поразительно хорошо сохранились.
«Деревня мертвых» — так называют поднебесные захоронения Чачапойяс жители окрестностей Озера Кондоров.
Откуда у древнего народа были навыки бальзамирования усопших и изготовления мумий? Как удавалось индейцам без специальной оснастки устраивать усыпальницы в высоких отвесных скальных стенах, куда и сегодня проникнуть необычайно сложно? В каких целях они старались сохранить своих мертвых?
Еще очень и очень много вопросов ждут своих ответов. Удивительная культура оставила человечеству множество загадок, которые мы, быть может, когда-нибудь разгадаем.