К середине XVI в. Великие географические открытия стали существенно влиять на политико-экономическую жизнь Старого Света. В Европу потянулись испанские галеоны, нагруженные золотом-серебром из Нового Света, и португальские каравеллы с драгоценными пряностями из стран Индийского океана. Конечно, Англия тоже не собиралась оставаться в стороне. Британские промышленники и купцы все чаще задумывались о заморских «Индиях» и Китае, которые могли стать источником новой прибыли.
Однако торговые пути к этим богатствам контролировались более сильными странами. Англия была слишком слаба, чтобы пытаться оспаривать португальско-испанское господство в южных и западных морях, но северные моря оставались открытыми. В связи с этим поиск новых маршрутов, получивших названия Северо-Западного и Северо-Восточного проходов, приобрел для Англии большое значение.
К 1551 г. полностью сформировалась идея организации похода в Индию и Китай вдоль арктического побережья Скандинавии, Московского царства и загадочной «Tartarie». Первыми на поиски морского пути на Восток по северным широтам отправились Джон Кабот и его сын Себастьян.
Джон Кэбот (Джова́нни Кабо́то) (англ. JohnCabot, итал. Giovanni Caboto; ок. 1497-1499) — итальянский и французский мореплаватель, состоявший купцом на английской службе.
Себастьян Кабот (англ. Sebastian Саbot, итал. Sebastiano Caboto; ок. 1476-1557) — итальянский мореплаватель, картограф, главный штурман флота Священной Римской империи (1519-1526 и 1533-1544), один из первооткрывателей и исследователей обеих Америк.
Джон и Себастьян Каботы совершали морские походы как под испанским, так и под британским флагами. Ими был оставлен яркий след в истории эпохи Великих географических открытий.
Джон Кэбот — уроженец Генуи; в 1461 г. 10-летний мальчик переехал с отцом в Венецию, через 15 лет он принял венецианское подданство и женился на венецианке. В этом браке родилось 3 сына: Лодовико, Себастьян и Санто.
С юных лет Джованни совершал морские путешествия, он даже побывал в Мекке, священном городе мусульман. Практически в одно время с Христофором Колумбом ему пришла мысль о возможности достичь Индии с Запада, вот только средств для организации экспедиции не было. В 1484 г. семья Кабото переехала в город Бристоль, где Джованни (ставший в Британии Джоном Каботом) с сыновьями основал корабельную компанию.
В то время Бристоль являлся главным морским портом Западной Англии, регулярно посылавшим корабли для исследования Запада. Но экспедиции не давали значительных результатов. Джон Кабот был сторонником прогрессивного (в то время еще недоказанного) представления о форме Земли как шара. Мореплаватель пришел к выводу: далекий северо-восток для Индии является сравнительно близким северо-западом для Италии. Мысль причалить к заветным землям, идя на запад, не покидала Джона. Первая попытка, предпринятая им в 1496 г., была очень короткой и закончилась неудачей. Выйдя в море на единственном корабле, Кабот вскоре сбился с курса из-за неблагоприятной погоды и вернулся в Бристоль.
Получив известия об открытиях Колумба, бристольские купцы собрали средства на снаряжение новой экспедиции во главе с Каботом. Англия уже начала играть важную роль в европейской политике, но пока только мечтала стать «владычицей морей». Поэтому Джон Кабот без труда получил королевскую грамоту, позволявшую ему плавать «во все части… и берега Восточного, Западного и Северного морей, под британскими флагами, с пятью судами любого качества …». Английский король Генрих VII пожаловал Каботу и его сыновьям официальное разрешение захватывать в пользу Англии любые земли, острова или материки, какие им только удастся открыть. Мореходу было обещано исключительное право колонизации и торговли на вновь открытых территориях. При этом король оговаривал для себя 1/5 часть от доходов экспедиции.
20 мая 1497 г. небольшой корабль «Matthew» с командой в 90-100 человек, возглавляемый Джоном Каботом, отплыл из Бристоля на запад. 4 июня судно пересекло океан и достигло какой-то земли, которую мореход назвал Терра Прима Виста (итал. Terra Prima Vista – «впервые увиденная земля») и объявил ее владением английского короля. Это была северная оконечность скалистого о-ва Ньюфаундленд (англ. Newfoundlend), расположенного у северо-восточных берегов Северной Америки. Затем мореплаватель двинулся на юго-восток вдоль побережья и у п-ва Авалон (англ. Avalon), увидел огромные косяки трески и сельдей. Так была открыта Большая Ньюфаундлендская банка (англ. Grand Banks of Newfoundland) — обширная шельфовая отмель в Атлантике (более 300 тыс. км²), один из богатейших в мире районов рыболовства. На Запад потянулись флотилии английских рыболовных судов. Помимо всего прочего, рыбные богатства моря, омывающего Лабрадор и Ньюфаундленд, сыграли огромную роль в изучении Северной Америки.
Уже в начале мая 1498 г. новая экспедиция покинула английские берега и устремилась на запад. На этот раз Джон Кабот вел флотилию из 5 кораблей. Морехода сопровождал его сын Себастьян.
Эта экспедиция достигла восточного берега Гренландии, затем проследовала на север с целью найти Северо-Западный проход в Тихий океан. В Англию экспедиция вернулась в том же году, но в порт Бристоля возвратились лишь 4 судна уже под руководством Себастьяна Кабота, так как пятый корабль, на котором находился Джон Кабот, исчез в штормовом море. В глазах англичан, в т.ч. спонсоров экспедиции, это плавание не оправдало себя. Экспедиция стоила огромных средств, но не принесла даже надежд на прибыль. Почти необитаемые, покрытые лесами побережья неведомой земли не могли быть берегами «Катая» или «Индий». Далее в течение нескольких десятилетий англичане не предпринимали серьезных попыток найти короткий путь в Восточную Азию.
Об открытиях той совместной экспедиции отца и сына Кабот мир впервые узнал из испанских источников — на карте Хуана де ла Косы (исп. Juan de la Cosa — участник первых европейских экспедиций в Новый Свет) была нанесена длинная береговая линия, идущая далеко к северу и северо-востоку от Эспаньолы и Кубы, с несколькими нанесенными английскими флагами и с заливом, подписанным так: «Море, открытое англичанами».
Дело знаменитого мореплавателя продолжил его сын Себастьян. К концу XV — началу XVI вв. он был известен как выдающийся картограф, отважный мореход, отличный лоцман.
После смерти отца молодой Себастьян Кабот совершил по крайней мере 2 самостоятельных плавания в высоких широтах Северо-Западной Атлантики. Первая экспедиция состоялась в 1504 г., во время которой мореход достиг Северо-Американского материка. Географические достижения экспедиции в хрониках не упоминаются, а вот товарные – подробно описаны. «Трюмы 2 кораблей были загружены 40 Тн соленой рыбы и 17 Тн печени трески», заготовленными в районе о-ва Ньюфаундленд.
В 1509 г. Себастьян Кабот отправился на поиски Северо-Западного прохода (англ. Northwest Passage) – морского пути через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега североамериканского континента. Он проследовал вдоль восточного побережья п-ва Лабрадор (англ. Labrador Peninsula), открыл Гудзонов пролив. По нему он проник в Гудзонов залив, который мореплаватель принял за Тихий океан.
В 1512-1516 гг. уже опытный мореплаватель состоял картографом на службе у Фердинанда II Арагонского (исп. Fernando de Aragón «el Católico»; 1452-1516) — короля Арагона, Кастилии, Сицилии и Неаполя. А в 1518 г. Себастьян Кабот перешел на службу испанской короне и был назначен главным кормчим.
В 1526 г. Кабот в качестве главного штурмана испанского флота возглавил «Венецианскую экспедицию», отправившуюся из Севильи (исп. Sevilla) в Южную Америку на поиски сказочных богатств, бередивших амбициозные умы Старого Света. Стремясь отыскать пролив в Тихий океан, мореплаватель достиг эстуария Ла-Платы (исп. La Plata — залив Атлантического океана у юго-восточного побережья Южной Америки). Несмотря на протест группы офицеров, Кабот подавил бунт и почти 5 месяцев посвятил исследованию лимана. После чего флотилия поднялась вверх по реке Уругвай (исп. Río Uruguay). У впадения Рио-Уругвай в реку Сан-Сальвадор (исп. Río San Salvador) был основан форт Сан-Сальвадор (исп. Fuerte de San Salvador), который стал первым испанским поселением в современном Уругвае.
Затем экспедиция добралась по реке Парана (исп. Paraná) до порогов у города Апипе (исп. Apipe), где испанцы заложили форт Санкти-Спириту (исп. Sancti Spiritu — «Святой дух») — это было первое испанское поселение в современной Аргентине. Позже рядом был построен город, названный в честь английского мореплавателя — Кабот.
Далее экспедиция спустился по реке Парагвай (исп. Río Paraguay) до реки Бермехо (исп. Río Bermejo).
В поисках месторождений серебра до октября 1529 г. Кабот обследовал центральную часть Лаплатской низменности (исп. Cuenca del Plata). Он выявил один из основных путей проникновения во внутренние регионы материка, открыв ок. 1700 км течения реки Параны и нижний участок (300 км) реки Парагвай.
22 июля 1530 г. Себастьян Кабот возвратился в Севилью на одном корабле с 24 членами экипажа на борту. Власти и спонсоры экспедиции посчитали дорогостоящий поход безуспешным. А главный кормчий был приговорен к крупному штрафу и высылке на 2 года в Оран (испанское владение на средиземноморском побережье Алжира) по обвинению в превышении власти при подавлении бунта, приведшей к гибели подчиненных ему офицеров.
Безусловно, самым значительным результатом пребывания Кабота в должности главного штурмана Испании стала знаменитая карта Северной Америки, опубликованная им в Севилье в 1544 г.
В 1547 г., после восшествия на престол Эдуарда VI (англ. Edward VI — король Англии и Ирландии с 28 января 1547 г.), Себастьян Кабот вернулся в Англию. Король пожаловал ему пенсию и назначил главным смотрителем английского морского ведомства. На этой должности Кабот стал одним из основателей английского флота.
Следующий всплеск поисков морского пути на Восток были предприняты английскими мореплавателями в середине XVI в. В основном это было вызвано тем, что к тому времени некоторые отрасли английской экономики (особенно производство сукна и торговля) переживали кризисные времена и нуждались в дополнительных источниках сырья и новых рынках сбыта. Поэтому по инициативе Себастьяна Кабота и при его активном участии в 1551 г. в Лондоне было организовано «Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и доселе морским путем не посещаемых». Это Общество, членами которого стали богатейшие лондонские купцы и даже мэр английской столицы, планировало заниматься снаряжением экспедиций для поиска Северо-Восточного прохода в Индию и Китай через арктические моря. На средства организации было приобретено, отремонтировано и оснащено несколько судов. Себастьян Кабот лично руководил подготовкой одной из первых экспедиций и снаряжением 3-х кораблей.
Несомые течением Гольфстрим и попутным ветром, суда отправились вдоль Скандинавского п-ова на северо-восток. Англичане исходили из того, что Земной шар позволит добраться по дуге до сказочных стран шелка и пряностей через суровые северные воды. Гипотеза была теоретически верной, но трудно осуществимой на практике. Ведь тогда европейцы не знали толком, что такое арктические льды. Только в XX в., после появления мощных ледоколов, стало возможным проводить морские флотилии через Ледовитый океан.
10 мая 1553 г. флотилия Кабота оставила устье Темзы, но из-за сильных ветров только в августе достигла норвежского о-ва Сенья. Там в ночь на 3 августа 1553 г. разбушевался шторм, разметавший суда. Когда ветер несколько стих, 2 корабля направились к гавани Варде (Северо-восточная Норвегия), заранее оговоренному месту встречи судов в экстренном случае, но заблудились во льдах. Экипажи решили остановиться на зимовку в устье реки Варзины на Кольском п-ове, где люди погибли от холода. Зимой 1554 г. русские поморы обнаружили у Мурманского берега два судна и занесли в летопись: «…стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы».
А что же случилось с 3-м судном, потерявшимся в море? Третий корабль «Edward Bonaventure», возглавляемый капитаном Ричардом Ченслером (англ. Richard Chancellor; 1521-1556), в конце августа 1553 г. неделю простоял у Варде в ожидании двух других судов, затем вошел в Белое море и пришвартовался к его южному берегу близ Николо-Корельского монастыря (сейчас в этом месте вырос город корабелов Северодвинск). Крайне удивленный тем, что вместо вожделенного Китая он попал в неизвестную христианскую страну — государство Российское — Ченслер не пал духом. Он объяснил бородатым людям, что направлен королем Англии к русскому царю для проведения переговоров о торговле с Россией, и был с почестями сопровожден санным путем в Москву. Иван Грозный с пышностью принял иноземного «посла» и обещал покровительство английским купцам. В результате между странами установились взаимовыгодные отношения. Ходили слухи, что царь Иван даже подумывал жениться на английской королеве.
В марте 1554 г., когда Ченслер вернулся в Англию, Общество купцов-предпринимателей было официально утверждено правительством как торговая «Московская компания» (англ. «Muscovy Company»), которая установила торговые и дипломатические отношения с царской Россией. Указом королевы Англии Себастьян Кабот был назначен первым управляющим «Московской компании», этот пост он занимал до конца своей жизни.
Итак, первые попытки английских мореходов дойти до Китая и Индии северными широтами не увенчались успехом. Но ими были достигнуты определенные результаты: Джон и Себастьян Кабот открыли путь в Северную Америку; снаряженная Кабототом экспедиция 1553 г. привела к налаживанию контактов между Московским государством и Англией, а кроме того, к созданию лондонской «Московской компании», которая до 1698 г. обладала монополией на торговлю с Россией.
Себастьян Кабот умер в Лондоне в ноябре-декабре 1557 г., в возрасте более 80 лет.
Великие географические открытия имели всемирно-историческое значение. Были установлены очертания обитаемых материков, исследована большая часть земной поверхности, получено представление о размерах нашей планеты и ее шарообразной форме. Значительный вклад в открытие и исследование новых земель внес отважный мореплаватель — Себастьян Кабот.