Меннониты (Mennonites) — это приверженцы протестантской секты, основоположником которой стал Менно Симонс (Menno Simons; 1496-1561 гг.), голландский католический священник. Меннонитство возникло в Нидерландах в ходе реформационного религиозного движения 1530-х годов. В те времена католическая церковь пользовалась колоссальным влиянием, многим это было не по нраву. Люди, уставшие от непрестанного гнета, базирующегося на священных догмах, стали тянуться к новым религиозным течениям. Тогда появился протестантизм, обретший своих приверженцев почти во всех европейских странах. А небольшие группы жителей Нидерланд и северных германских государств предпочли последовать голландскому священнику, который отрекся от воинственного назначения церкви и проповедовал пацифизм.
По мнению Менно Симонса, существует лишь один истинный авторитет – Бог, а правители государств, церковнослужители и даже сам Папа Римский – простые смертные. Также проповедник заявлял, что религия не является государственным делом, это осознанный образ жизни.
Первая община меннонитов возникла в Нидерландах в 30-40-х гг. XVI столетия в эпоху Реформации.
Меннонитство отличается «миролюбивым» характером, никогда не призывает к злу и насилию, заставляет задуматься о смысле жизни вообще и о самосовершенствовании своей души в частности. Меннониты — одна из первых религиозных групп, введших пацифизм (мировоззрение, отвергающее любое насилие) в рамки вероучения.
Каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других, сама избирает своих духовных наставников. Обычно для решения дел, касающихся всей общины, созывается «общее церковное собрание», постановления которого утверждает «Конвент духовных старшин», который является представителем общины перед государственной властью, но не контролирует общины.
Согласно их учению, государство и религия не имеют ничего общего. Поэтому верующие не могут занимать государственные должности, так как госслужба обязывает принимать присягу. Приверженцы данной веры могут подчиниться государственной власти только в том случае, если это не будет противоречить божественным заповедям. Последователи учения Симонса противопоставляют себя государственной власти и обществу.
Так как в основе религиозных убеждений меннонитов лежит понятие неприменения силы, сектанты принципиально не берут в руки оружие.
Именно религиозный пацифизм приверженцев меннонитства, который противоречил государственным интересам, породил своеобразную форму пассивного протеста: каждый раз, когда государство пыталось принудить меннонитов проходить армейскую службу, начиналась массовая эмиграция. Первый поток эмигрантов пришелся на 40- 50 гг. XVI в., когда притеснения католической инквизиции вынудили религиозные общины переселиться сначала в Северную Германию, затем в Восточную и Западную Пруссию. Следующая, более крупная волна эмиграции приверженцев секты началась в конце 1560-х гг., в результате чего они попали в Германию, Англию, Францию и Польшу. В период XVIII — XIX вв. часть последователей Менно Симонса эмигрировали в Америку и Канаду, а часть — в Российскую Империю.
В России первые сектанты появились в конце XVIII в. по приглашению Екатерины II. Русской Императрице требовались люди для заселения и развития земель на юге России, трудолюбивые меннониты как нельзя лучше подходили для этого. Их расселили наряду с другими колонистами на окраинных территориях Империи.
Указом Императрицы от 7 сентября 1787 г. всем переселенцам — меннонитам предоставлялись некоторые льготы и социально — экономические привилегии. Первых прибывших сектантов разместили вблизи острова Хортица (укр. Хортиця) на правом берегу Днепра, в черте нынешнего города Запорожье. В 1793 г., после второго раздела Польши, эмиграция меннонитов возросла. Им были выделены огромные территории плодородных земель в Таврической губернии (на реке Молочные Воды). Несмотря на непростые условия жизни в юго-восточных степях, меннониты быстро обустроились на новом месте, вскоре в Россию переехало большинство приверженцев их веры.
Вследствие трезвого образа жизни, величайшего трудолюбия, а также благодаря полученным льготам, общины со временем сосредоточили в своих руках большие капиталы, с помощью которых увеличили свои землевладения.
Русский историк Н.И.Костомаров в 70-х гг. XIX в. писал: «Осмотрев житье меннонитов, я был чрезвычайно изумлен цветущим состоянием их быта. Их дворы обсажены цветами и плодовыми деревьями, домики светлые и просторные …Они все грамотны, из их уст…льется безукоризненно правильная малорусская речь».
К моменту Октябрьской Революции меннониты являлись владельцами более 1 млн десятин плодородных земельных угодий. Но после прихода к власти большевиков и прокатившейся по стране коллективизации, сектанты постепенно начали уезжать из России.
Однако, почти до конца 20-х гг. им удавалось отстаивать свою веру и сохранять свои большие, зажиточные хозяйства на Кавказе, в Запорожье и в Сибири, куда меннонитов занесло еще в пору «столыпинских» реформ. Огромные масштабы миграция меннонитов приняла после установления советской власти, когда в 20-30 годах ХХ в. в результате жестоких гонений на верующих, много верующих выехало из СССР.
Таким образом, 200 лет истории общин меннонитов прошли в России.
В годы II Мировой Войны большая часть оставшихся в Украине меннонитов, опасаясь обвинений в сотрудничестве с врагами, ушла вслед за отступавшей немецкой армией. Уезжая из Союза различными путями, спасаясь от репрессий и голода, они расселились в Канаде, Северной и Южной Америке, привозя туда свой уникальный «платдойч» (Plattdeutsch) — так члены секты называют язык, на котором общаются между собой внутри общины. Это особый говор, который родился именно на российской земле. Первое постоянное поселение последователей меннонитства в Америке — Джермантаун (англ. Germantown; штат Пенсильвания) было основано в 1683 г. Меннониты селились также в других американских штатах (Огайо, Индиана, Иллинойс, Виргиния), а также в канадской провинции Онтарио.
Приблизительная общая численность последователей этого религиозного учения в мире составляет около 1,5 млн. человек.
Самая многочисленная группа приверженцев учения Симонса сегодня находится в США. Общины, живущие от восточного побережья до реки Миссисипи, являются потомками эмигрантов из Швейцарии и Германии. Жители более западных штатов — в основном голландского происхождения. Немало последователей этого религиозного течения проживает в соседней Канаде. Из других американских стран значительное число меннонитов осело в Парагвае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Уругвае, Мексике и ряде других стран, многие сектанты переселились сюда из Манитобы (англ. Manitoba; канадская провинция). В Африке последователи течения живут в Конго, Эфиопии, Танзании, Нигерии и Зимбабве. Из азиатских стран меннонитские общины в основном прижились в Индии и Индонезии. В Европе они есть в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Франции, несколько общин имеется в России и Казахстане.
Как и прежде, в настоящее время среди последователей меннонитства отсутствуют пьяницы, нет среди них уголовников, безграмотных и нищих. “Сознательно крестящиеся”- ярые противники абортов. Их семьи обычно многодетны, имеющие по 7-10 детей. Традиционная семья меннонитов представляет собой своего рода церковь в миниатюре, где роль священника отводится отцу, мать выступает диаконом, а дети – прилежные прихожане.
Помимо крещения меннониты практикуют особый обряд причащения, называемый «хлебопреломленим», который совершается старейшинами общины раз в полгода. Еще один специфический ритуал — взаимное омовение ног.
Меннониты так же не признают власти церкви. Каждая община сама выбирает своего проповедника, причем, проповедовать могут как мужчины, так и женщины. Общины одной деноминации объединяются в конференции, которым они неподконтрольны.
Для большинства меннонитов характерно стремление избегать контактов с окружающим миром. Члены общин поддерживают строгую дисциплину, браки с представителями других конфессий не одобряются. Сектанты должны носить простую одежду, женщины обязательно покрывают голову во время богослужения. Они все одинаково одеваются, живут в одинаковых домах, придерживаются одинакового распорядка, едят одинаковую пищу. Но именно благодаря этой схожести внутри общины, меннониты укрепляют собственную индивидуальность.
Сегодня общины, живущие на западе США, более урбанизированы по сравнению с другими группами, они в меньшей степени сохранили свои традиции, многие утратили немецкий язык, изменили взгляды относительно замкнутости и избегания общения с внешним миром.
Интересно, почему аккуратные, грамотные и трудолюбивые люди вынуждены были веками скитаться с места на место? Совершенно очевидно, решающая причина гонений — отказ от войны и всяческого насилия. Скромные и тихие меннониты осмеливались сопротивляться только государственному военному призыву. Возмутительное миролюбие для жителей планеты Земля…
«Они — дети мира, перековавшие свои мечи на плуги и свои копья — на серпы, которые не хотят знать войны» (Менно Симонс; 1537 г.)
Хочется верить, что в огромном мире не растворится бесследно удивительное сообщество меннонитов!