Арауканы (испанское название), самоназвание Мапуче (Mapuche; букв. «Люди земли») — индейский народ, коренные жители юго-центрального региона Чили и Западной Аргентины.
Немногочисленная народность несет в своей культуре старые традиции предков, населяющих эти территории до конкисты (исп. La Conquista; 1492-1898). Даже в то время они были достаточно организованы и образованы, чтобы противостоять натиску европейцев. В ходе истории большая часть населения была уничтожена, а меньшая ушла на другие территории. В Чили Арауканы живут в основном между реками Био-Био (исп. Río Bío-Bío) и Рио-Буэно (исп. Río Bueno), а также в нескольких провинциях Аргентины.
До вторжения испанских конкистадоров в этих регионах жило множество разных индейских племен, но лишь одно из них оказалось устойчивым и смогло пронести сквозь 5 столетий свой генотип, сохранив традиции, культуру и даже язык предков.
Официальная статистика подтверждает, что 5% всего населения Чили на сегодняшний день составляют Мапуче – «семена Чили», так их тут называют.
В настоящее время по разным оценкам численность народности составляет до 1,5 млн. человек: в Чили — 1,3 млн человек, в Аргентине — до 200 тыс.
Большая часть Мапуче — приверженцы католической веры.
Современные общины Мапуче ведут в основном традиционное натуральное хозяйство и мало интегрированы в национальную экономику. Индейцы занимаются скотоводством (в основном овцы, в меньшей степени — крупный рогатый скот и лошади), пашенным земледелием (пшеница, картофель), ремеслом (ткачество, обработка кожи и серебра, производство керамики). Мужчины также работают в угледобывающей промышленности.
История Мапуче предположительно начинается с около 500 г. н/э. Тысячи лет назад люди заселили плодородное чилийское побережье, индейцы осели по берегам горных озер, а за 5 веков они расселились до центральной долины Чили.
Жизнь индейцев в огромной степени зависела от природных богатств. Мужчины охотились на гуанако, оленей и др. животных, а женщины и дети собирали в лесу фрукты и ягоды. В андских горах собирали сосновые шишки, на побережье ловили крабов, морских ежей, мидий и пр. морепродукты, а также добывали «кочаюйо» (Cochayuyo) — съедобные водоросли. Южные племена охотились на тюленей, мясо которых использовали в пищу, а из шкур делали одежду и доспехи.
На небольших огородах Мапуче выращивали картофель, тыкву, киноа (необычайно полезный продукт, не имеющий аналогов среди злаковых культур), перец-чили, различные виды бобов. Конкистадоры называли племена Мапуче, обитающие в центральной части страны, «Арауканами». Индейцы оказали захватчикам неожиданно сильное сопротивление. Испанцы потеряли в Чили больше солдат, чем во всех южноамериканских странах, вместе взятых.
Мапуче разделялись и географически, что отразилось на их диалектах. К северу от реки Мауле (исп. Río Maule) находились владения Бутанмапу Пикунче (Pikunche Bhutánmapu — «северяне»), или Промаука (Pronauka). К югу от Мауле, от побережья до предгорьев Анд, жили Молуче (Moluche — «живущие там, куда кидают солнце», т.е. на западе). В горах жили Пеунче (Peunche — «люди сосен»), а к югу от реки Тольтен (исп. Río Tolten) — Хвилличе (Hvilliche — «южане»). Всех индейцев, кто жил южнее Био-Био (исп. Río Biobío), стали называть общим именем «Арауканы» — по названию региона Арауко (исп. Arauco). Его жители славились своей многочисленностью и непримиримостью по отношению к испанскому режиму. Все восстания против испанцев начинались именно оттуда.
Путь в страну Мапуче лежит через город Carahue, основанный испанским конкистадором, капитаном Педро де Вальдивия (исп. Pedro de Valdivia; 1497 – 1553), первый королевским губернатор Чили, который в 1541 г. основал Сантьяго (исп. Santiago). Вальдивия планировал сделать город испанским форпостом на землях индейцев.
В 30 км отсюда находится озеро Буде (исп. Lago Budi), вокруг которого селились индейские племена с незапамятных времен. Пробиться туда испанцы так и не сумели. Вообще, первый европеец появился в окрестностях озера только в XIX в. У озера по сей день живут люди, которые сохранили обычаи и традиции пращуров до наших дней.
Когда в 1550 г. испанцы впервые встретились с Арауканами, это был оседлый народ, периодически враждовавший с соседями. От конкистадоров в равной мере пострадали все индейцы. Завоеватели обращали аборигенов в рабство, угоняли на перуанские рудники, эксплуатировали на своих поместьях-энкомьендах, где подвергали их издевательствам и унижению. И испанцы сделали невозможное — против общего тирана в союзы объединились бывшие заклятые враги. Вожди кланов поняли, что уцелеть они смогут, только будучи вместе.
В середине XVI в. таких союзов, разбросанных по четырем географическим зонам, насчитывалось 40. В случае военной угрозы собирался Совет лонко – «Bhutanmapou» — из делегатов одного или нескольких регионов, и они выбирали военного вождя — Токи. Пока шла война, власть Токи ничем не ограничивалась — пока ему сопутствовала военная удача и пока его поддерживали шаманы, пользующиеся незыблемым уважением и почетом из-за своих мистических способностей.
В годы войн с испанцами часть Мапуче перевалила через Анды и поселилась в аргентинских пампасах. Они быстро поглотили большинство местных индейцев-пуэльче и иногда объединялись с другими племенами, чтобы совершать набеги на испанцев Ла-Платы.
Начиная с XVII в. испанцы отказались от идеи завоевать Арауканию и занялись укреплением границы вдоль реки Био-Био. Они провели ряд переговоров с Мапуче, сделав первый шаг к налаживанию отношений. В 1773 г. испанская корона признала независимость народа, хотя и в чрезвычайно ограниченных пределах. Так Мапуче стали первой и единственной нацией, признанной на континенте официально. Было запрещено рабство, индейцы получили торговые права, а их вожди – систематические подарки от испанских властей, чтобы те прекратили набеги. Наступил хрупкий мир…
В XVIII в. Мапуче, уже как независимая держава, отправляли к испанцам своих послов. По примерным подсчетам, испанцы потеряли в «Арауканских войнах» около 50 тыс. солдат и 60 тыс. индейских ополченцев, набранных из покоренных народов.
Племена Мапуче, которых отличает храбрость и необычайная любовь к свободе, оказывали упорное сопротивление испанским завоевателям. Не случайно Арауканы — единственный индейский народ в Южной Америке, который не был завоеван ни Инками, ни испанцами.
Они более чем 200 лет вели ожесточенную войну с конкистадорами и неоднократно разрушали испанские колонии на своих землях. Только в 1883 г., уже после конкисты, индейцы были «замирены» правительством Чили. Но свободолюбивый народ отказывается признать себя побежденным и до сих пор отстаивает свои права на землю и культуру предков. Войны сменяли перемирия, со временем оттесняя границу земель непокорных индейцев все дальше на юг.
К концу XIX в. Мапуче лишились своих земель, были частично переселены в резервации, частично истреблены. После формального окончания военных действий и включения провинции в состав Чили, локальные конфликты продолжались. Для поддержания правопорядка в Араукании в 1903 г. были созданы отряды военизированной полиции (исп. Cuerpo de Carabineros), знаменитые «карабиньерос», которые и сегодня ответственны за порядок на улицах на территории всего Чили.
Но ни испанцам, ни чилийцам так и не удалось уничтожить все «семена Чили». Сейчас Мапуче живут обособленно на выделенных правительством землях, не жалуя чужаков. Вековой костер конфликта тлеет по сей день, индейцы не отказались от борьбы, ставшей для них образом жизни. Есть и радикальная группировка «Координация Арауко-Мальеко», участники которой устраивают погромы и поджоги на фермерских хозяйствах, напоминая о том, что эта земля когда-то безраздельно принадлежала их предкам.
Периодически в самой старой газете Южной Америки чилийской «El Mercurio» появляются статьи о беспорядках в столице Араукании, Темуко (исп. Temuco).
После прибытия европейцев численность Мапуче, как и большинства индейских народов Латинской Америки, резко сократилась. Если к началу войн с испанцами их было примерно около 1 млн, то уже через 30 лет осталось почти вдвое меньше — около 600 тыс. Еще через 200 лет, в результате «войн на истребление» с аргентинцами и чилийцами, Мапуче осталось не более 150 тыс. Первая перепись коренного населения в Чили, проведенная в 1907 г., показала только 107 тыс. В настоящее время в Чили проживают до 1,3 млн Мапуче, и еще около 200 тыс. в соседней Аргентине.
До испанского вторжения Мапуче не знали ни лошадей, ни металлов. Их оружие было из дерева, камня или тростника. Каждый воин делал для себя оружие сам и учился владеть им с детства. Традиционное оружие индейцев включало:
Однако, уже во время первых восстаний против испанцев (1556-1562) индейцы обзавелись новым оружием: алебардами, боевыми молотами, топорами, аркебузами и трофейными пушками.
Были у Мапуче и доспехи – куртки, нарукавники и шлемы, выделанные из прочной кожи. К тому же индейцы захватывали доспехи у испанцев, потом они научились обрабатывать железо.
В случаях внешней военной угрозы созывался большой Совет вождей — «Butanmapu», на котором избирался Токи, или Верховный главнокомандующий. Обычно это был один из лучших воинов. Окончательно его «утверждал» шаман, если знамения были благоприятные. Слово Токи обычно было законом, он определял, сколько воинов нужно призвать, контролировал военные приготовления и осуществлял командование на поле боя.
Мапуче издавна сражались пешими, они с детских лет приучались стойко сносить трудности и совершать длинные переходы по любой местности и в любую погоду. Каждый боец вооружался и кормился сам. С собой в поход индейский воин брал мешочек с сушеным мясом, на похлебке из которого он мог прожить до тех пор, пока не получал возможность кормиться грабежом.
После 1580 гг. у армии Мапуче появилась своя кавалерия, а с 1620-х уже 2/3 воинов индейской армии сражались верхом.
Мапуче научились ездить верхом в начале конкисты. Первоначально эта была привилегия индейских вождей. Со временем животных стало больше, и индейские всадники начали совершать набеги на испанскую территорию, сжигая дома, освобождая пленных сородичей, угоняя скот и пленников, особенно женщин.
К концу XVI в. кавалерия Мапуче делилась на эскадроны, до 600 человек в каждом. Искусством верховой езды индейцы овладели настолько, что могли на равных противостоять испанской кавалерии.
Основой общества Мапуче был клан, а вождь клана Лонко (Lonka — «глава») представлял его на на международной арене и на встречах с другими кланами. Выше Лонко над Мапуче никто не стоял.
Традиционное жилище Мапуче — «рука» (Ruka), это овальный (реже 8-угольный) в плане дом с несколькими опорными столбами и тростниковой или соломенной крышей, был очень большим, ведь он предназначался для целого клана, состоящего из нескольких семей, связанных родством по отцовской линии.
Соседние общины объединялись для сооружения оросительных каналов или строительства нового дома. Общинные сельскохозяйственные работы обычно завершались праздником.
Многоженство у индейцев было обычным делом. Каждая из жен главы семьи хозяйничала на своей отдельной части дома, первая жена становилась главной над остальными. Браки зачастую заключались по расчету — чтобы скрепить семейно-родовые связи или из-за приданого. Если родители приглянувшейся девушки не торопились выдавать ее за юношу, было обычным делом похитить ее. Иногда родственники соглашались взять за невесту «выкуп» — тогда похищение превращалось в простой ритуал, если же родители были против, то семьи становились врагами.
Женщины, которые занимались сельхозработами, ткачеством и гончарным делом, служили стабильным источником благосостояния племени, т.е. чем больше у индейца было жен, тем он был богаче. Поэтому из-за женщин между кланами велись постоянные войны.
Быт индейцев за последние столетия претерпел мало изменений. В традиционных домах из соломы «руку», конечно, давно не живут. Их строят и сейчас, но только затем, чтобы показывать туристам. Взрослые заняты тем же, чем занимались многие поколения их предков: выращивают картофель и пшеницу, разводят коров, свиней и лошадей.
У Инков индейцы научились разводить лам, а после испанского вторжения – крупный рогатый скот, свиней и кур.
Питаются Мапуче просто — хлебом, картошкой, мясом и фруктами. Только вместо чая пьют традиционный напиток, очень вкусный, сделанный из пшеницы, картофеля и зеленого гороха, который на наш слух называется не совсем прилично — «мудай».
Когда было много еды, Мапуче любили устраивать пышные пиры, которые обычно приурочивались к религиозным праздникам или собраниям племен. Пировали по нескольку дней, хотя после «гулянки» индейцы до следующего урожая жили, скудно питаясь поджаренной мукой с водой.
Ели индейцы раздельно — сначала мужчины, потом женщины.
На праздниках и просто зимними вечерами Мапуче любили слушать легенды, сказания и истории о подвигах воинов. Их рассказывал «вьюпифе» (сказитель).
Индейцы в любое время года ежедневно принимали ванну, они считали, что водные процедуры укрепляют здоровье. Болезни и прочие невзгоды Мапуче объясняли происками злых колдунов.
Обмануть или обворовать соседей расценивалось, как удальство. Внутри же клана такое не допускалось. Все члены клана были обязаны защищать и оберегать друг друга.
Мужчины посвящали свою жизнь войне, а в мирный период — охоте.
Мапуче людоедами не были, но время от времени соблюдали обычай «prokulon», когда знатного пленника воины убивали ударом дубины, затем вырезали и съедали сердце казненного, чтобы завладеть его храбростью. Испанский конкистадор и писатель Франсиско Нуньес (исп. Francisco Núñez; 1607 — 1682), который в 1629 г. участвовал в экспедиции по усмирению Мапуче, был взят в плен, где провел около 7 месяцев и стал свидетелем казни солдата через «прокулон», что и описал в своем произведении «Счастливый пленник».
Согласно слухам, иногда индейцы заостренными раковинами отрезали у еще живого пленника конечности, жарили их и съедали на глазах жертвы (такая судьба, по легенде, постигла Педро Вальдивию), или делали из костей ног флейты.
Мапуче собирали головы убитых врагов, которые вывешивали на священном коричном дереве или посылали в дар другим кланам, демонстрируя свою мощь.
У Мапуче имелся своеобразный кодекс чести. Так, они всегда посылали к врагам вестников, чтобы объявить о начале войны. Любили они устраивать поединки сродни рыцарским, и всегда отдавали достойному противнику долг чести.
Хотя у Мапуче не было своего письменного языка, они говорили на общем наречии — мапу-дунгун (mapu-dungun), у которого есть несколько диалектов. Говорящие на разных диалектах без труда понимают друг друга.
Во времена Инкского господства, когда в этих краях установились дипломатические и торговые связи с великой империей, широкое распространение у Мапуче получил государственный язык Инков — Кечуа. Впоследствии его использовали испанцы в переговорах с индейцами.
Сегодня все индейцы говорят на изолированном арауканском языке, большинство владеет испанским.
Мапуче всегда были глубоко верующим народом. Религия тесно связывала индейцев с землей предков, которые защищали от происков злых сил. Шаман (Мachi) служил посредником между людьми, духами предков и богами, которые жили в небесной стране «Wenu Mapu».
На самом верху обитал Нгенемапун (Ngenemapun — «Владыка Земли») или Нгенечен (Ngenechen — «Владыка людей»), который совмещал в себе черты, противоположные и вместе с тем единые — он был одновременно мужчиной и женщиной, старым и молодым. Поэтому Нгенемапуна изображали в виде 4-х разных людей: старика, старухи, мальчика и девочки. Присными Нгенемапуна были Киллен (Killen – «Богиня луны»), Вуньефе («Утренняя звезда») и Ванглен («Бог звезд»).
Считалось, что предки и основатели кланов тоже поднимаются на Вену-Мапу. Цвета неба, синий и белый, считались цветами добра, а черный цвет был символом загробного мира (Nag Mapu), населенного страшными чудовищами.
Самый главный священный ритуал Мапуче — Нгильятун (Nguillatun). Праздничная церемония проводилась на специальной площади — нгильятуэ. Шаманы торжественно обращались к высшим силам с просьбой о покровительстве.