Араваки (исп. Arawak) — группа индейских народов южноамериканского континента, которые к началу открытия Нового Света населяли в основном Антильские о-ва и побережье Карибского моря. Эти племена проживали в Карибском бассейне с конца II тысячелетия до н. э. по XV в.
В эпоху знаменитого первооткрывателя Христофора Колумба (итал. Cristoforo Colombo) большая часть народа была беспощадно уничтожена испанскими колонизаторами.
В этническую группу входят несколько объединенных по языковому признаку народностей: Гуахиро, Баре, Кампа, Банива, Юкуна и собственно сами Араваки.
Общество индейцев было основательно разрушено европейской экспансией, сегодня в резервациях проживают лишь небольшие общины этноса. Согласно некоторым источникам, около 2,5 тыс. чистокровных представителей народности обитают сегодня в Венесуэле, Гайане, Суринаме, Французской Гвиане.
Аравак-локоно или аравакский язык (Arawak, Arowak, Lokono) распространен в этих же странах.
Сегодня этот язык причислен к вымирающим; моноязычных носителей аравака почти не осталось, а с каждым поколением число носителей языка неуклонно сокращается.
Этнологи различают Араваков материковых, живущих в Гайане и в Венесуэле, островных, населяющих Карибские о-ва, а также Араваков, проживающих на Больших Антильских и Подветренных о-вах. По лингвистическому признаку этнический состав делится на северную и южную подсемьи.
За несколько тысяч лет до Араваков на Карибах обитало небольшое мирное племя Сибонеев, которых пришельцы, приплывшие сюда на лодках из Южной Америки, без особого труда вытеснили, тоже не будучи чересчур воинственным народом.
Расселение народа происходило примерно с конца II тыс. до н. э. из саванн бассейна р. Ориноко (исп. Río Orinoco). Население разрасталось, крошечные клочки суши больше не были способны прокормить членов общины; кроме того, с юга притесняли воинственные Караибы — к XIII в. Араваки перекочевали с Малых Антильских о-вов на Большие.
В ходе колонизации испанской короной бассейна Карибского моря происходило поэтапное знакомство европейцев с островными индейцами.
В 1492 г. Х. Колумб впервые встретился с этим миролюбивыми индейцами, приветствующими экипаж криками: «Таинос! Таинос!», что на аравакском языке означает «мир», «добро» или «дружелюбный народ».
Позже европейцы стали именовать их «Arawak», что было созвучно аравакскому слову, обозначающему муку из маниока — основного продукта питания индейцев. Сегодня этот практически исчезнувший этнос так же называют Араваками.
Колумб так описал свою встречу с островными индейцами: «…все они ходят, в чем мать родила…Они атлетически сложены, лица у них довольно красивы, а волосы жесткие и коротко постриженные, напоминающие конские… Их кожа… не черна и не бела… У некоторых разрисовано только лицо, у других — все тело».
Именно Колумб прозвал карибских аборигенов «индейцами», и с его «легкой руки» это название впоследствии охватило все коренные народы западного полушария.
По различным оценкам, в период первой экспедиции Колумба численность островного народа составляла от 300 до 400 тыс. человек, хотя некоторые источники приводят более крупные значения (более 1 миллиона). В период конкисты крупнейшие индейские поселения насчитывали до 3 тыс. человек.
После прибытия в Южную Америку европейцев коренное население стало стремительно сокращаться. От привезенных со Старого Света болезней вспыхивали эпидемии среди индейцев, которые практически не имели иммунитета от европейских хворей, особенно от оспы. Политика порабощения и расселение семей тоже внесли свой вклад. Предположительно, Араваки вымерли в XVII в. от завезенных болезней, вследствие нещадной эксплуатации на рудниках и плантациях, которые испанцы заложили в своих заморских колониях. Но главной причиной исчезновения этноса было их тотальное истребление конкистадорами при подавлениях мятежей. Этнологи отмечают, что во время конкисты активно практиковалась метисация. Первые испанцы, высадившиеся на Багамах, Кубе и Пуэрто-Рико, не привезли с собой женщин, поэтому они вступали в половые связи и даже в браки с индианками, от которых на свет появлялись дети-метисы.
Первое вооруженное столкновение европейцев с карибскими аборигенами случилось в январе 1493 г. Индейцы, возмущенные тем, что люди Колумба насиловали их женщин и собирались увезти в Испанию как трофей нескольких человек из племени, бросились на испанцев. Конкистадоры пустили в ход оружие.
Чуть позже, после отплытия Колумба, оставившего на о-ве Гаити форт «Navidad» с 39-ю вооруженными солдатами, индейцы разрушили укрепление и убили абсолютно всех солдат.
У Араваков была иерархическая общественная система: все о-ва подразделялись на группы, каждый о-в был поделен на районы со своими правителями, в районы входили мелкие общины, управляемые своими вождями.
Традиционно в общине выделялись 4 основные группы: Naboriya (простолюдины), Nitaíno (младшие вожди), Bokhik (священнослужители/знахари) и Cacique (вожди).
Всю сельскохозяйственную работу в общине выполняли женщины; мужчины были охотниками, рыболовами и воинами-защитниками. Женщины занимались детьми и домашним хозяйством.
Араваки считались оседлым народом — они покидали обжитые земли только из-за истощения плодородной почвы или под давлением воинственных племен.
Как правило, племя селилось возле рек. Когда подниматься на лодках вверх по течению становилось невозможно, индейцы высаживались и принимались обустраиваться. Все важные решения принимал Касик, глава общины, как правило, мудрейший человек в деревне. Одновременно он являлся жрецом и распределял обязанности между членами общины.
Индейцы чаще всего жили в больших деревянных круглых хижинах (Bohío), крытых пальмовыми листьями.
Касики со своими семьями занимали отдельные дома – большие прямоугольные постройки с деревянным крыльцом. Меблировка таких жилищ состояла из плетеных хлопковых гамаков (hamaca), пальмовых циновок, деревянных скамей и детских люлек. В середине типового поселения Араваков размещалась ровная площадка, на которой проводились различные общественные мероприятия: племенные собрания, праздники и религиозные церемонии.
В некоторых племенах практиковалась полигамия: мужчинам было разрешено иметь по несколько жен, женщины точно также могли иметь по 2-3 супруга, а Касики владели «гаремами», включающими до 30 жен.
Араваки обычно занимались земледелием, садоводством, ремеслами, охотой и рыбалкой. Соответственно, их основной пищей были мясо, фрукты, овощи и рыба. На о-вах, где водилось мало крупной дичи, в пищу употреблялась мелкая живность: всевозможные грызуны, черепахи, летучие мыши, птицы, насекомые и личинки.
Но все же их главным продуктом питания являлся хлеб, выпекаемый из муки маниока, сочные клубни которого растирались, а ядовитый сок растения отжимался в специальном мешке. Получившуюся массу тщательно промывали, вываривали и просушивали, а затем пекли плоские лепешки «йабас» (Yabas). Ядовитый сок маниоки использовался для рыбалки. Технология приготовления маниоковой муки включала целый комплекс специальных орудий: крупные терки, плетеные «рукава» для отжима сока, жаровни и т.п.
Араваки умели даже плести хлопковую нить, хотя одежду не носили: все их одеяние состояло из хлопковых повязок на голове, локтях и коленях. Мужчины и женщины украшали себя ожерельями, серьгами и браслетами из золота, дерева, камня, кожи и кости.
Для изготовления рыболовных сетей, веревок и гамаков они широко использовали хлопок и пальмовое волокно.
В свободное от военных походов и охоты время, мужчины занимались ремеслами: гончарным делом, плетением корзин, ткачеством, изготовлением из камня орудий труда и культовых идолов. Из растений они делали музыкальные инструменты и хозяйственную утварь. Из сока некоторых растений они получали краску, которой разрисовывали тело для устрашения врагов, а заодно, чтобы отогнать москитов.
Для передвижения по воде Араваки выдалбливали из стволов деревьев «каноа» разных размеров, на которых можно было перевозить от 2 до 100 человек. Индейцы хорошо владели луками, для рыбной ловли они мастерски применяли копья.
Среди военного оружия у них были популярны копья, метательные камни и пращи, боевые дубины и дротики, а также зачастую использовалась копьеметалки.
Климат в ареале их расселения позволял заниматься земледелием, но индейцы сажали только самые необходимые растения. Основной сельскохозяйственной культурой было тропическое растение маниок, плодами которого в основном питались карибские племена. Араваки выращивали кабачки, бобы, ямс, табак и арахис. Также они культивировали маис, что было совсем нетипично для обитателей Карибского бассейна.
Островные индейцы возводили зерновые культуры на специальных «conuco» — участках насыпной земли площадью до 5 Га. Конуко покрывались листьями для питания почвы и предотвращения эрозии. Такие насыпи позволяли индейцам получать хорошие урожаи при любых погодных условиях.
Мир, наполненный загадочными явлениями, пугал индейцев, поэтому они всегда старались добиться расположения сверхъестественных сил. Своих богов Араваки звали «Земи» (Zemi). Сохранилось большое количество каменных изображений Земи, имеющих облик змей, черепах, жаб или кайманов.
Фигурки идолов мастерили из всех материалов, в которых могли жить добрые духи. Земи сопровождали и контролировали человека всю жизнь, влияли на его судьбу, на погоду, на количество урожая, на удачную охоту или рыбалку.
Управлять магическими силами и вступать в контакт с духами природы мог только верховный жрец, выполняющий также функции вождя. Среди множества аравакских богов выделялись 3 верховных божества: творец Йокаху (Yokahu), богиня воды Атабейра (Atabeyra) и Опиль Ваобиран (Opil Vaobiran) – властелин загробного царства.
Имя верховного бога «Yucahu» означает «Дух юки» или «Дающий маниоку». Не менее почитаема была Атабейра, отвечавшая за плодородие и деторождение; кроме того, она управляла движением Луны. Очень почитаемым божеством был и сын тьмы Опиль Ваобиран — он охранял души мертвых. Злой Хуракан (Juracan) был божеством штормов.
С религией ученые связывают индейские петроглифы – культовые изображения добрых духов, которые вырезались на больших каменных глыбах, чтобы защищать местность от влияния злых духов.
Много петроглифов было найдено возле рек, проходящих сквозь лесные заросли – возможно, эти места использовались общинами для купания. Такие «купальни» обычно находились вдали от поселений, поэтому индейцы старались обезопасить себе путь через лес, полагаясь на защитную силу петроглифов. Если тропический ливень загонял охотника в мрачную пещеру, то и там человека поджидали добрые духи, высеченные на гранитных сводах.
Араваки были чрезвычайно суеверными, они поклонялись духам своих предков и божественным силам природы; магия и шаманизм занимали почетное место в культуре этноса.
Согласно верованиям индейцев, каждое живое существо или предмет обладает душой; только в одних живут злые духи, в других — добрые. Солнце, луна, деревья, вода, свет и тьма были для индейцев одушевленными существами. Вот почему они с огромным уважением относились к природе. Они опасались ненароком прогневить природных духов и вымаливали их благосклонность.
Некоторые предрассудки карибских индейцев выглядели забавно. К примеру, они не ели рыб с вытянутыми «носами» и горбами, так как верили, что, съев такую рыбину, подобный нос или горб вырастет и у них.
Если Аравак проплывал мимо места, где утонул человек, он обязательно бросал в воду горсть еды, чтобы утопленник со зла не перевернул каноэ.
Останки умерших родственников индейцы помещали в корзины, которые вешали под потолком своих хижин. Они считали, что, приглядывая за костями, они обеспечивают себе защиту предков.
Человечество, которое всегда страшила смерть, издревле стремилось найти способ противодействовать беспощадной силе, швыряющей людей в Царство Вечной Тьмы. Выражением такого желания стала идея магического «эликсира бессмертия»» или «эликсира вечной юности». У многих народов мира есть мифы о существовании некоего природного источника «эликсира жизни».
По преданию, в 1513 г. Хуан Понсе де Леон (исп. Juan Ponce de Leon), губернатор Пуэрто-Рико, услышал от своей старой служанки — индианки древнюю аравакскую легенду о таком чудесном источнике: «Если отплыть от нашего берега в сторону, лежащую чуть правее захода солнца, то через 9 дней и 9 ночей перед мореплавателями появится о-в Бимини; там и бьет этот животворный родник». Знаменитый конкистадор не на шутку заинтересовался сказанием, ведь источник вечной молодости – это даже лучше, чем страна несметных сокровищ «El Dorado»! Поиск заветного источника стал идеей-фикс испанского аделантадо. Несмотря на то, что в погоне за мечтой о бессмертии Хуан Понсе де Леон встретил свою смерть, по пути к легендарному о-ву Бимини фанатичным искателем был открыт американский полуостров Флорида, США (англ. Florida).